Трамп собрался ввести пошлину на импорт автомобилей для защиты американского автопрома
24 мая 2018 19:33:58
Глава Минпромторга США Уилбур Росс после встречи с президентом США сделал заявление о том, что, по имеющимся сведениям, «на протяжении десятилетий импорт из-за рубежа разрушал американскую автомобильную промышленность».
Позднее в администрации Дональда Трампа заявили о возможности введения 25-процентной пошлины на импорт автомобилей и запчастей для защиты американского автопрома, – сообщает в среду The Wall Street Journal.
Эксперты в интервью сетевому изданию «Гражданские силы.ру» отметили, что подобная мера приведет к росту цен на автомобили для американских потребителей. Попытка поддержать американский автопром такими методами едва ли вписывается в логику современной экономики, которая становится все более глобальной. В этом отношении политика российских властей отличается от американских, но тоже далека от совершенства. Защита отечественных производителей осуществляется в основном за счет программ бюджетных дотаций и поддержки автокредитования, что ложится бременем на бюджет.
В американском Минпромторге отмечают, что за последние два десятка лет объемы поставок в США легковых машин выросли с 32% до 48%, при этом занятость в автомобилестроении страны снизилась на 22%. Теперь министерству предстоит ответить на вопрос, может ли упадок этой отрасли ослабить экономику США в целом, и главное, как отразится на потребителях ограничение на ввоз импортных машин. Министерство торговли Соединенных Штатов настроено решительно: дешевый импорт создает угрозу американской национальной безопасности за счет поставки в страну дешевых автомобилей и комплектующих из других государств. О серьезности проблемы свидетельствует хотя бы то, что к решению проблемы подключен даже глава Пентагона Джеймс Мэттис. И в этом трудно не разглядеть фобий Трампа, который рассматривает внешний мир скорее как угрозу. Изоляционистская политика Трампа, оборотной стороной которой является насаждение силовыми методами «американских ценностей» в глобальном масштабе, по мнению экспертов, едва ли приведет к позитивным сдвигам для самих американцев. Перед Трампом стоит трудная дилемма: поддержать свой родной автопром или же поберечь кошельки сограждан от излишних трат, и в качестве типичного популиста он едва ли пойдет дальше громких лозунгов, иначе придется рискнуть рейтингом поддержки со стороны рядовых американцев, которым вряд ли придется по душе ездить на автомобилях с клеймом «Made in the USA», но при этом платить дороже за четырехколесные игрушки. Патриотизм американцев заканчивается там, где начинаются их личные имущественные интересы. Это не русские, готовые снять с себя последнюю рубашку ради гонки вооружений, возрождения величия страны. Жители США не столь идеологизированы и тем более готовы к самопожертвованию ради мифической «национальной идеи». Так что поддержка определенной отрасли ради того, чтобы звездно-полосатый флаг стал реять еще более гордо, скорее всего будет не по душе миллионам потребителей в Америке, если это ударит им по карману.
«На самом деле, введение 25-процентной пошлины на импорт автомобилей и продукции автопрома только предложено к рассмотрению. Вопрос передан в министерство торговли США и на его изучение выделено 10 месяцев. За такой период многое может измениться, но пробный шар запущен. Вообще эта проблема поднимается в Штатах регулярно на протяжении многих лет. Памятна история с попыткой продавить через Конгресс заградительные тарифы в отношении японских автомобилестроителей еще в 70-е – 80-е годы. Тогда на кону стоял вопрос выживания концерна «Крайслер», одного из трех «китов» американского автопрома, но конгрессмены отказали в применении заградительных тарифов. Мотивация была достаточно простой – хотите производить и продавать автомобили – научитесь их делать лучше и дешевле, чем японцы. Сегодня ситуация и руководство США принципиально иные, чем тридцать-сорок лет назад, и использование тарифных барьеров не представляется чем-то зазорным. Трудно сказать, приведет ли к процветанию Америки проводимая Трампом политика. Введение заградительных тарифов на любой импорт (сталь, алюминий, автомобили и т.д.) однозначно приведет к его удорожанию. Насколько это нужно американским потребителям, привыкшим к недорогим авто из Японии и Европы, и поддержит ли это американский автопром – ответ, скорее всего, будет отрицательным. Применительно к России – введение заградительных пошлин противоречит правилам ВТО. Более того, в рамках этой же организации Россия имеет обязательство снижать ввозные пошлины, поэтому защищать собственный автопром да и другие отрасли экономики государство должно, но для этого рационально использовать другие инструменты, например, предоставление налоговых преференций отрасли, государственная поддержка автокредитования, создание привлекательных условий для инвестиций в отечественный автопром. В начале XX века автомобиль вывез Америку из жесточайшего кризиса. Почему бы России не пойти этим же путем?», — сказал в интервью «Гражданским силам.ру» финансовый консультант ООО «ТелетрейдБел» Михаил Грачёв.
По словам аналитика АО «ФИНАМ» Алексея Калачева, Трамп последовательно выполняет свои предвыборные обещания по защите традиционных отраслей промышленности США – этому служат обещанные 25% пошлины на сталь, 10% пошлины на алюминий, а теперь и объявленные протекционистские меры по автопрому.
«Не думаю, что заявленные администрацией Трампа протекционистские цели будут реализованы в полной мере, скорее станут еще одним предметом торга и поиска компромиссов. К тому же, занятость в автомобилестроении снизилась на 22% за 20 лет не только из-за роста доли импорта, но и из-за технологических изменений в отрасли. Да и часть импорта автомобилей может приходиться на машины американских марок, произведенные в странах с более дешевой рабочей силой, например, в той же Мексике. Современное автомобильное производство, в принципе, не является замкнутым в одной стране, а использует компоненты, сырье и комплектующие, произведенные в разных странах в рамках интегрированных производственных цепочек. Глобализация – естественный процесс мировой экономики, но это не значит, что ради нее нужно отказываться от национальных интересов. Иногда они находятся в гармонии, иногда противоречат друг другу. Это живой процесс, и время от времени страны должны корректировать его в интересах национальной экономики. Российский автомобильный рынок в достаточной степени защищен, кроме ввозных таможенных пошлин на новые и подержанные иномарки – с них еще взимается утилизационный сбор. Кроме того, хорошей защитой является низкий курс рубля и невысокая в целом покупательная способность населения. В результате большая доля иномарок, продаваемых в стране, произведена здесь же, т.е. считается техникой российского производства, а не импортом. Российское государство содействует организации сборки иномарок на территории РФ, что кроме создания квалифицированных рабочих мест способствует притоку иностранных инвестиций и дает доступ к современным технологиям. Дополнительным стимулом являются различные преференции, предоставляемые производителям за рост локализации производства автокомпонентов», — прокомментировал «Гражданским силам.ру» Алексей Калачев.
Эксперты отмечают, что даже без огромных заградительных пошлин российский автопром, в отличие от американского, защищен вполне надежно. При этом расслабиться нашим производителям не дает достаточно сильная конкуренция. Слишком сильны стереотипы о том, что в России кроме автомата «Калашникова» хорошо больше делать не умеют ничего, поэтому правительству приходится действовать осмотрительно.
«Автомобильная промышленность США развивается в основном за счет внутреннего рынка. Мировой авторынок разделили между собой производители из Азии и Европы. США могут конкурировать с ними только в отдельных сегментах, которые можно назвать специфически американскими – это, в первую очередь, крупные авто: кроссоверы, внедорожники, пикапы. Нужна ли США пошлина на импорт? Американские марки и так занимают лидирующие позиции на национальном рынке. В России государство использует целый комплекс мер для защиты российских автопроизводителей, в том числе компенсируя их затраты на акцизы и сборы и предлагая выгодные условия для иностранных компаний, локализирующих здесь свое производство. Поэтому говорить о дефиците заградительных мер для защиты российского автопрома было бы неправильно», — сказал «Гражданским силам.ру» директор дивизиона «Юго-Восток», ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев.
При этом забота о поддержке автомобильной отрасли влетает налогоплательщикам в копеечку. Так, на поддержку российского автопрома в 2018 году из бюджета выделят 35 млрд руб.
Сергей Путилов