В России может начаться эра дирижаблестроения

Фото из открытых источников

24 ноября 2017 20:48:01

3052

В РФ разработан проект развития региональных дирижабельных перевозок, сейчас он находится на рассмотрении властей, заявил советник главы ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) по науке и технологиям, зампредседателя Союза машиностроителей Борис Алешин.

По словам Алешина, в Администрацию президента направлен проект развития транспортной стратегии страны. Последняя предусматривает активное использование дирижаблей на региональных направлениях. Он назвал данный проект «крайностью» и предложил критиковать его «со страшной силой». 

Идея может показаться довольно фантастичной, но за рубежом разработки в этом направлении продолжают вестись. Хотя эра «цеппелинов» казалось бы безвозвратно ушла в прошлое. Однако это лишь на первый взгляд. Самое большое воздушное судно в мире — гибрид самолета и дирижабля Airlander 10 в 2016 году получило повреждения во время своего второго полета в Великобритании.  Воздухолет ударился носом о землю во время захода на посадку на базе королевских ВВС в Кардингтоне. У аппарата стоимостью 25 млн фунтов и длиной 92 метра была повреждена кабина пилота, но члены экипажа не пострадали. Свой первый полет судно совершило 17 августа прошлого года, и он был признан удачным. Airlander 10 является самым огромным в мире летательным аппаратом, его размер больше чем на десять метров превышает длину крупнейших пассажирских лайнеров и на 8 метров больше длины самого гигантского грузового самолета в мире - Ан-224 «Мрия». Аппарат легче воздуха, получивший за свой необычный вид прозвище «летающая задница», способен принять на борт до полусотни человек, перевозить грузы в десять тонн и садиться на воду. Скорость его при этом может достигать почти восьмидесяти километров в час.

К преимуществам дирижаблей относятся большая грузоподъёмность и дальность беспосадочных полётов, меньший расход топлива. Длительность нахождения в воздухе может измеряться неделями. К тому же современные дирижабли гораздо безопаснее, чем в прежние времена. Еще с начала двадцатого века, эти воздушные гиганты использовались как на войне (для бомбардировки городов, разведки), так и в мирных целях. Немецкие боевые аппараты преодолеть со скоростью до ста километров в час расстояние в четыре тысячи миль и обрушить на врага несколько тонн бомб. Например, 14 августа 1914 г. в результате налёта лишь одного немецкого дирижабля на Антверпен было полностью разрушено 60 домов, ещё 900 повреждено. Однако при этом они были наполнены пожароопасным водородом. К концу двадцатых годов прошлого века технология дирижаблестроения продвинулась до весьма высокого уровня. Дирижабль Граф Цеппелин в сентябре и октябре начал первые трансатлантические рейсы. В 1929 году LZ 127 «Граф Цеппелин» с тремя промежуточными посадками совершил свой легендарный кругосветный перелёт. За двадцать дней он преодолел более 34 тысяч километров со средней полётной скоростью около 115 км/ч. Считается, что эпоха дирижаблей кончилась в 1937 году, когда при посадке в Лейкхерсте сгорел гигантский немецкий пассажирский дирижабль-лайнер «Гинденбург». 

«Относительно перспектив дирижаблей в России можно исходить из опыта Москвы. Несколько лет назад было закуплено несколько таких аппаратов. В частности для контроля за движением на автострадах, слежения за ситуацией на стадионах в случае беспорядков. Устанавливалось качественное оптическое оборудование. Дирижабли пилотировали экипажи от двух до четырех человек. При этом им выдавались парашюты, на всякий случай. Но оказалось, что эксплуатация дирижаблей — довольно сложное и дорогостоящее дело. Необходимо оборудовать специальные площадки с причальными мачтами и приличным штатом. Дирижабли заправляются гелием, при этом только один завод в России являются его изготовителем. Они сложны в управлении, необходимо учитывать силу и направление ветра. В итоге сейчас воздухолеты списаны и хранятся на складе, хотя в них были вложены немалые средства. Традиционные самолеты куда более пригодны и для региональных перевозок. Можно, конечно использовать эти экзотические транспортные средства для того, чтобы катать богатых туристов. Но если рассматривать этот проект с точки зрения региональных перевозок, то в плане самоокупаемости основная нагрузка ляжет на бюджет», — сказал «Гражданским силам.ру» заслуженный штурман РФ Эдуард Михайлов.

Сергей Путилов
Теги: дирижабли, Россия, Эдуард Михайлов