Внешэкономбанк заявил об уходе разницы от более высоких цен на нефть в отток капитала
13 ноября 2018 19:13:53
Почти вся разница от более высоких, чем планировалось правительством ранее, цен на «черное золото» ушла в отток капитала из РФ, практически не осев в российской экономике.
Об этом заявил заместитель председателя, главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач, сообщает Интерфакс.
Выигрыш между сегодняшними ценами порядка $70 за баррель и тем, на что ориентировались раньше, еще в начале года, $50 с лишним, практически ушел в отток капитала, отметил Клепач на ежегодной конференции рейтингового агентства S&P.
«То, что мы стерилизуем и убираем из экономики фактически весь доход от прироста нефтяных цен, это не всегда благо, это хорошо может для рейтингов — стабильность бюджета и стабильность курса, но, с точки зрения экономического роста, это одна из главных причин, почему мы растем почти вдвое медленнее, чем страны с сопоставимым уровнем дохода», — полагает эксперт Внешэкономбанка.
Речь между тем идет о внушительной сумме в 2 трлн рублей, которые могли бы пойти на повышение уровня жизни, зарплат, модернизацию экономики и ее разгон. Он добавил, что наблюдающийся отток капитала является результатом опасения новых санкций в отношении России.
«Бюджетное правило представляет собой ограничения, которые накладываются на расходные статьи бюджета. В российских реалиях это стало механизмом стерилизации избыточных нефтегазовых доходов, сформированных вследствие высоких рыночных цен на сырье. Как фактически эти деньги могли «уйти» в качестве оттока капитала, неясно — они должны были осесть в бюджете. Это именно «кубышка», которая должна страховать экономику вместе с ЗВР. Почему их там нет — большой вопрос. Значит, в какой-то момент времени или бюджетные расходы оказались выше озвученных и представленных, или финансы улетучились, не попав в казну. В любом случае, это очень любопытный момент», — сказала в интервью «Гражданским силам.ру» аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
«Из-за хитросплетений в финансовой системе однозначно сказать о позитивном или негативном влиянии бюджетного правила очень сложно. Формально, оно подразумевает что доходы, полученные от продажи нефти выше 40$ за баррель, направляются Минфином на покупку валюты. Налоги в России выплачивают в рублях, значит, прежде чем они дойдут от компаний к государству, они должны быть конвертированы из долларов в рубли. Если эта валюта приобретается на рынке, а не из запасов Банка России, то фактически это можно классифицировать как отток капитала», — сказал «Гражданским силам.ру» главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков.
Как пояснил эксперт, эти сверхдоходы (в 2018 году более 2 трлн рублей) действительно не попадают в российскую экономику, но даже если бы они не конвертировались, а хранились в рублях, ситуация для отечественной экономики осталась бы такой же. Только из-за падения курса рубля в 2018 году, часть накопленных средств была бы потеряна. К тому же не стоит забывать о том, что в нынешнем формате взаимодействия Банка России с глобальной финансовой системой для эмиссии рублей необходимо соответственно увеличивать запасы валюты.
«Вопрос заключается в том, насколько оправдан такой инструмент накопления валютной кубышки в текущей ситуации. И ответ здесь весьма простой. Если в ближайшее время произойдет новый кризис, значит оправдан, если нет, то получится что накопленные деньги простимулировали экономический рост других стран», — резюмировал Антон Быков.
«То, что отток капитала сейчас усиливается — нормально и естественно, — считает аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов. — В условиях западных санкций российские компании сталкиваются с проблемами с привлечением финансирования от западных банков, при этом валютные средства им нужны, например, для обеспечения выплат контрагентам. Кроме того, стоит обратить внимание, что один из главных каналов оттока капитала — не только действия корпораций, а скупка наличной валюты (долларов и евро) населением».
Сергей Путилов