За что Орешкин «получил на орехи»?

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

07 марта 2019 13:01:24

3336

Тот факт, что хозяйствовать в России прежними методами, без риска окончательно загнать страну в болото, больше невозможно, давно осознали даже твердолобые правительственные экономисты. Своеобразным «плачем Ярославны» либеральной части экономического блока правительства в этом смысле стало мечтательно-наркотическое заявление главы Минэкономразвития Максима Орешкина о том, что он не прочь поработать президентом.

Однако кто же ему позволит это сделать в стране, курс развития которой зависит не от законов экономики, а от «понятий», сформулированных венценосцем? О том, что в России царь может быть только один, напомнил министру спикер Госдумы Вячеслав Володин, устроивший ему форменную выволочку на сегодняшнем заседании. Нагоняй Орешкину был устроен под предлогом невнятного бормотания, которое тот издал по поводу исполнения воли Путина, повелевшего раскочегарить экономику до 3% годовых. Найти козла отпущения всегда несложно. Но вот что делать с застоем, в который страна погружается, по всей видимости, на долгие годы, от этого понятнее не становится. В свою очередь, «самодержец», на словах приветствуя прогресс, по сути, озабочен лишь тем, чтобы сохранить сложившуюся систему равновесия, что заведомо исключает какие-либо реформы. Иначе начнется война всех против всех, пожирание одними отраслевыми акулами (нефтегазовыми, промышленными, оборонными) других, что способно потрясти властный Олимп до самого основания, похлеще всяких Навальных, а этого власти, и без того загнанной в международную изоляцию, совершенно не надобно. И ладно бы темпы роста экономики позволяли и дальше устраивать каждодневный праздник жизни, делать бытие краше и веселее, как было обещано накануне выборов. Ан нет, все становится с каждым днем хуже, включая продолжающееся пятый год снижение реальных доходов населения. Между тем, люди, рожденные в стране, не так давно справившей 100-летний юбилей Октябрьской революции, терпят-терпят, а однажды хлынут на улицы, требуя крови олигархов и сановников, обращающихся с ними, как с крепостными холопами. Решить давно назревшие проблемы мог бы экономический рост, который Путин признает основным условием счастливого будущего для россиян (и себя самого). Однако как этого добиться, не меняя самой экономической машинки, ориентированной не на развитие, а на обеспечение теплыми местечками и высокими окладами «своих человечков», никто не знает. Вот и выходит, что во всем виноват Орешкин, тем более так опрометчиво подставившийся со своим пожеланием примерить неподъемную шапку Мономаха.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин резко раскритиковал главу Минэкономразвития Максима Орешкина за выступление в Госдуме, предложив ему прийти вновь в конце марта — начале апреля и рассказать в следующий раз уже предметно о приоритетах развития экономики. Законодатель посоветовал чиновнику не ограничиваться темой малого и среднего предпринимательства, которая была заявлена на сегодняшнем заседании как единственный стимул развития страны. Володину стало обидно за амбициозные президентские инициативы в области инфраструктурных проектов и модернизации экономики, на которых обломался еще в бытность президентом Дмитрий Медведев, и которые незаслуженно обошел вниманием Орешкин.

«Возможно, лучше нам перенести «правительственный час», вам встретиться с фракциями, обсудить эти вопросы дополнительно, затем прийти и предложить нам варианты развития: что нужно, чтобы выйти на рост, который обеспечит в 2021 году 3% роста экономики», — цитирует Володина «ПРАЙМ».

Вместо того чтобы сводить заседание к обсуждению вопроса малого и среднего бизнеса, Володин предложил сконцентрироваться на президентских «национальных проектах и госпрограммах». А то, что в отличие от развития малого и среднего бизнеса, программы эти взвалены на и без того тощие плечи российских налогоплательщиков, депутат напомнить не счел необходимым.

Складывается впечатление, что у правительства нет конкретного плана, как вывести экономику на траекторию роста – до 3% годовых, как это обещал Путин. При этом Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сегодня ухудшила оценку роста реального ВВП России на текущий год на 0,1 процентного пункта, до 1,4%, в своем промежуточном прогнозе по сравнению с ноябрьским прогнозом, говорится в сообщении организации. Оценка на следующий год понижена на 0,3 процентного пункта, до 1,5%. Экономика буксует, вместо того чтобы следовать предписаниям Кремля усиленно развиваться. С другой стороны, складывается впечатление, что власти уже заранее ищут «крайнего», чтобы объяснить народу просчеты экономической политики и надвигающийся застой.

Тем временем индекс деловой активности (PMI) обрабатывающих отраслей РФ в феврале снизился до 50,1 пункта с 50,9 пункта в январе, достигнув пятимесячного минимума, говорится в сообщении исследовательской организации Markit. Значение индекса выше 50 пунктов указывает на рост экономической активности, ниже — на ее спад. Отмечается, что темпы роста новых заказов в феврале замедлились и были минимальными с сентября прошлого года. Между тем влияние недавнего повышения НДС продолжало подталкивать затраты бизнеса вверх. Компании вынуждены перекладывать высокие расходы клиентам, в связи с чем темпы роста отпускных цен в стране стали максимальными почти за четыре года. Инфляция также пустилась вскачь, грозя достичь планки в 6% против 4% годовых, обещанных правительством. Примечательно и то, что добывающие отрасли, традиционно выручавшие экономику даже на фоне стагнации промышленности, также не выглядят оптимистично. Рост в добывающих отраслях России по итогам 2019 года замедлится и будет близок к нулю после роста на 5-6% в отдельные месяцы 2018 года, причиной станут обязательства, взятые в рамках сделки ОПЕК+, заявил журналистам глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин.

«Вполне может быть, что «сверху» хорошо видно, что та масса национальных проектов, под которые делались прогнозы относительно потенциала экономического роста, не даст нужного эффекта, потому что под ней нет прочной базы. Рынок труда не готов к переориентации, работоспособным ресурсам не хватает опыта, практики и здоровой конкурентной борьбы, бизнесу – инвестиций и денежных вливаний, а также устойчивого рынка сбыта. Именно поэтому, может быть, обсуждения экономических перспектив проще свести к диалогу о частных вопросах, чем рассматривать всю картину целиком – в ней однозначно будет видно проблему, и не одну. Национальные проекты могут «вытянуть» экономику в динамичный плюс из стагнации, например, но тащить ее дальше не имеют потенциала», – сказала «Гражданским силам.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

«На мой взгляд, впору говорить об отсутствии у правительства четкого плана развития страны. Достичь 3% роста ВВП в условиях жесткой фискальной и монетарной политики – задача попросту не выполнимая, так как для подъема экономики как минимум требуются более мягкие налоговые условия и доступный кредитный ресурс. Сейчас основная идея по поводу выведения экономики на траекторию роста связана с инфраструктурными проектами, затраты на которые в течение шести лет составят порядка 7 триллионов рублей. Однако эффект от их реализации для отечественного ВВП будет минимальным вследствие узкого круга бенефициаров масштабных строек и высокой коррупционной составляющей», – отметил в беседе с «Гражданскими силами.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Сергей Дроздов.

Сергей Путилов
Теги: Максим Орешкин, Минэкономразвития, ВВП, экономика