Гибель музыкальных богов: фирма «Мелодия» перешла в частные руки
22 февраля 2020 10:41:34
Давным-давно, в эпоху, когда не было интернета, айфонов и даже МР3-плееров, наши бабушки и дедушки гонялись за музыкальными новинками с не меньшим энтузиазмом, чем современные меломаны. Пределом мечтаний являлись грампластинки с записью новомодного исполнителя. Виниловые пластинки приобретались у спекулянтов по бешеным ценам, с них делали записи на магнитофоны, с них буквально сдували пыль
«Мекка» советских меломанов называлась Всесоюзная фирма граммофонных пластинок «Мелодия». Она была основана в 1964 году и с тех пор, вплоть до падения коммунистического режима, являлась единственной звукозаписывающей компанией в стране. На днях стало известно, что музыкальная святыня пошла с молотка. Аудиомаркетинговая компания «Формакс» приобрела у Росимущества 100% акций звукозаписывающей фирмы «Мелодия» за 329,6 млн рублей.
С 2007 года Росимущество регулярно включало «Мелодию» в перечень объектов, планируемых к приватизации, но сроки неоднократно переносились. И вот наконец, покупатель нашелся. Вместе с двумя зданиями — на Карамышевской набережной, 44 и на Тверском бульваре, 24, стр. 1 в частные руки перейдет огромная фонотека «Мелодии» из 240 000 аудиопроизведений, записанных на аналоговых лентах, виниловых пластинках и других носителях. Это записи эстрадных исполнителей и классиков советского периода, аудиосказки и раритетные записи (например, голоса Ленина и Маяковского). Какова будет дальнейшая судьба крупнейшей в России фонотеки пока неизвестно.
Производство грампластинок в советское время было поставлено на широкую ногу — как-никак песня строить и жить помогала. Создание в 1964 году звукозаписывающего монополиста помогло не только сконцентрировать в одних руках тщательно фильтруемый репертуар предлагаемой советской аудитории музыкальной продукции, но и сделать выпуск пластинок массовым. Тиражи потрясали воображение. Только в первые пять лет своего существования «Мелодия» выпустила около 200 млн виниловых дисков. Это превратило фирму в шестого в мире производителя музыкальных записей.
И хотя три четверти записей приходилось на классику, которую с удовольствием слушали разве что пенсионеры, тем не менее, впервые в истории СССР стали выпускаться и лицензионные записи иностранных исполнителей. Порой складывалось впечатление, что советские музыкальные воротилы специально выбирают самых скучных и малоизвестных западных исполнителей, тем не менее, на отечественный рынок стали просачиваться и настоящие мировые хиты. Подлинный фурор среди советских меломанов произвела пластинка шведской группы «АББА», с далеко не коммунистическим хитом про могущество денег. Неслыханное еще в конце шестидесятых годов дело: партийное руководство дало отмашку и на выпуск антологии «Битлз». Правда, к тому времени «битлы» уже десять лет как громыхали на мировой сцене. Случались и еще более удивительные вещи. В то время, как тяжелый рок громился в советской прессе как дегенеративное явление западной культуры, в 1980 году фирма «Мелодия» повергла рокеров в настоящий экстаз, неожиданно выкинув в продажу пластинку с записью британской группы Uriah Heep.
В целом же, если фирма грамзаписи и удовлетворяла конформистским вкусам советских граждан, готовых до упаду слушать Эдиту Пьеху и Муслима Магомаева, то молодежь, подпавшая под тлетворное влияние «вражьих голосов» требовала чего-нибудь эдакого, дико западного. И здесь «Мелодия», заполонившая прилавки миллионами пластинок, (которые настоящий меломан попросту не мог слушать), выступала уже скорее не как пособник, а тормоз музыкального прогресса.
«В магазины «Мелодия» молодежь даже не заглядывала. Предметом культа были пластинки западных производителей, которые привозили знакомые из-за границы. О том, чтобы в СССР вышли записи KISS, Deep Purple, Les Zeppelin, Nazareth, Queen и других рок-групп, причисленных официально к запретным, разумеется, и речи быть не могло. Первая запись Deep Purple, к примеру, в СССР вышла уже только после перестройки, в 1991 году, незадолго до распада Советского Союза. Фирма «Мелодия» катастрофически отставала от вкусов советской молодежи. Пластинки выпускались миллионными тиражами, но «продвинутая» аудитория проходила мимо прилавков единственной в стране фирмы звукозаписи, предпочитая делать записи в домашних условиях, или приобретать иностранные винилы на черном рынке», — сказал «Гражданским силам.ру» музыкант Александр Куплевский.
Сергей Путилов