«Пиковая дама. Мистика и реальность»

Фото © «Гражданские силы.ру»/ Сергей Коршунов

16 января 2017 14:32:21

9201

В музее «П.И. Чайковский и Москва» с 11 января по 19 февраля проводятся экскурсии по выставке «Пиковая дама. Мистика и реальность».

Музей является одним из филиалов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

фото 1 (2)

Дар святого брата

Историю этой легенды можно было бы начать словами из Евангелие…   «Вначале было…» – только вот начала не было!

Около 3 тыс. лет назад в Египте появляется Царь Скорпион и первые фараоны Раннего царства. До этого «правили боги» – и некому измерить сотворенный ими мир и, тем более, предшествовавший ему Хаос. Вот из той «тёмной», доисторической эпохи,  в страну фараонов пришли золотые таблички с символами – дар богов. Позднее они стали для фараонов инструментом предсказателей будущего – карты Таро. Знания, зашифрованные в картах посвященные считали столь важными, что хранить их доверили «самой сильной из страстей» – игре в карты, как говорил о ней Пушкин.

Во второй половине 18 века «русская Венера» Наталья Голицына, будучи в Париже, безнадежно проигралась в карты – игра называлась… «Фараон». Тогда она обратилась за помощью к любовнику Сен-Жермену. Его настоящее имя никто не знает, но известно, что за псевдонимом Saint-Germain (germain - двоюродный брат, родственник – фр.) скрывалась ключевая фигура оккультного подполья Европы, человек стоящий у истоков месмеризма, член или даже, глава братства «Луксор» (город мёртвых в Египте), с которым увязывают расцвет спиритизма в Европе и Новом Свете. Сен-Жермен не дал Голицыной денег, но открыл секрет трех карт и она отыгралась. Позднее графиня открыла этот секрет проигравшемуся внуку, который успешно повторил опыт бабушки.

Эту невыдуманную историю А.С. Пушкин и взял для работы над повестью «Пиковая дама».

фото 2 (3)

На выставке представлена гелиогравюра с портрета кисти Рослина молодой графини Натальи Петровны Голицыной.

Надвигающиеся революционные события во Франции заставили Наталью Голицыну уехать из Парижа в Санкт-Петербург, где она поселилась на пересечении улиц Малой Морской и Гороховой в доме 10 – «дом Пиковой дамы».

Последние дни своей жизни П.И. Чайковский провел напротив «дома Пиковой дамы», в доме своего брата Модеста, где жаловался на какого-то человека в чёрном, гуляющего под окнами дома графини, а иногда заглядывавшего в окна комнаты композитора…

Когда в «голове – далече с руками не сходно»

Чайковский был первый, кому директор Императорских театров И. А. Всеволжский предложил написать оперу по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Либретто было уже готово – его написал брат Чайковского Модест Ильич. Однако, Пётр Ильич отказался, сочтя сюжет недостаточно сценичным. И тогда за оперу взялся ученик Чайковского – Н. С. Кленовский.

Спустя какое-то время Чайковский увлекся сценой в комнате графини и, резко поменяв решение, взялся за работу над оперой.

фото 3 (3)

Чтобы уединиться, Чайковский уезжает в Италию, во Флоренцию. С ним едет только слуга его брата Назар Литров, человек малограмотный, но, всё же, способный писать и, что очень важно, имевший привычку вести дневник. Вот, к примеру, отрывок из этот дневника.

«Пётр Ильич рассказывали, как они утром в рассеянности зажгли у фортепиано свечи и спустя несколько времени заметили, что голова или в голове – далече с руками не сходно. Наверно в эту минуту в голове роились рой музыкальных ноток, и они ловили и выпущали и несколько вместе соединяли, и в это время и рукам была нужна работа, – что они несознательно и зажгли во время ясного дня эти свечи» (Литров Н.Ф. 27 февраля 1890 года).

Портреты Всеволжского и брата Чайковского Модеста Ильича, дневники Литрова, партитура «Пиковой дамы» с рукописными правками Петра Ильича, несущих «дыхание» той эпохи, представлено в экспозиции.

История разделилась надвое – до «Пиковой дамы» и после

Гоголь, Чайковский, Иванов, Тарковский и много других русских гениев ездили в Италию, чтобы создавать свои произведения, наверное, этому есть свои глубокие причины.

фото 4 (2)

Чайковский, будучи во Флоренции, создал «Пиковую Даму» за 44 дня, что считается очень малым сроком для (написания) оперы.  Уже заканчивая работу над «Пиковой дамой», Чайковский отправил письмо своему племяннику Владимиру Давыдову в Санкт-Петербург, в котором Пётр Ильич пишет  племяннику, что теперь вся история для него делится на два периода. От Сотворения мира до создания «Пиковой дамы» и от создания «Пиковой дамы» и далее. А ведь к тому моменту уже написаны балет «Спящая красавица», 1-й концерт для фортепьяно с оркестром et cetera.

Неразгаданная загадка «Пиковой дамы»

Напомним, что Чайковский, правя либретто «Пиковой дамы», во многом отступил от первоисточника. В повести Пушкина, Герман – циничный авантюрист, влюбивший в себя Лизу только чтобы приблизиться к графине. В опере Герман страстно влюблен в Лизу и разрывается между этой любовью и тайной трех карт.

Лиза, отчаявшись, чувствуя себя брошенной Германом, идет на набережную (Зимней) Канавки. Здесь звучит ариозо «Ах истомилась я горем». В опере Лиза бросается в воду и гибнет, но в повести Пушкина такого нет, нет и в либретто Модеста Ильича – этот эпизод Пётр Ильич вписал собственноручно. То же касается и Германа: в опере он сходит с ума и стреляется, в повести – нет.

19 декабря 1890 года в Санкт- Петербурге в Мариинском театре состоялась мировая премьера оперы «Пиковая дама». Зрители приняли оперу с восторгом, пресса, кажется, тоже. Чайковский чувствовал себя триумфатором, дарил свои фото с автографами, на одном из них, подаренному певцу Павлу Дунаевскому на премьере, Пётр Ильич подписался «автор Пиковой дамы».

фото5

Однако, в начале 1891 года её сняли с репертуара, что глубоко травмировало композитора.  Ни музыковеды, ни историки искусств не могут дать точный ответ на вопрос «почему сняли?» Версий немало…

фото 6 (1)

На выставке есть великолепный эскиз сцены на набережной (Зимней) Канавки, сделанный для постановки в Берлинской государственной опере (Staatsoper Berlin). Автор эскиза Народный художник России Илья Глазунов.

Здесь же представлены другие эскизы к этой опере, выполненные его супругой Ниной Виноградовой-Бенуа.  Костюмы на этих эскизах отличаются стилистическими особенностями 18 века. Надо отметить, что эти эскизы большая редкость, но по случаю выставки они предоставлены галереей И.С. Глазунова и Бахрушинским музеем.

фото 8 (1)

фото 8 (2)

фото 9

Кстати, почему костюмы 18 века, ведь сюжет повести развивается в 30-х годах 19 века? В повести да, но в опере Чайковский перенес действие в18-й век – не только посредством костюмов 18 века, но и прибегая к цитатам из оперы Андре Гретри «Ричард Львиное Сердце». Зачем Чайковскому понадобился этот анахронизм – об этом увлекательно рассказывает искусствовед Александра Хомякова.

фото 10

Осторожные экскурсии в безумие

«Люди жаждут интереса, чудес и осторожных экскурсий в безумие», –  подметил философ и поэт Евгений Головин.

Так вот, в «Пиковой даме» всего этого более чем…

фото 11

Однако позитивно-научное и чудесное вначале 19 века еще не пришли, как это будет в первой половине 20 века, к изумившему всех союзу. Времена старой графини и Германа – это 30-е годы 19 века. Поэтому Пушкин тонко балансирует на этой грани между чудом, мистикой и позитивной наукой. Достоевский назвал это «верхом искусства фантастического», так что в конце не ясно: то ли перед вами выходцы из иного мира, то ли всё это происходит в воспаленном сознании Германа.

В период работы над «Пиковой дамой» Пушкин серьезно интересуется медициной, точнее психиатрией. В его библиотеке появляются труды Франсуа Лере «Психологические фрагменты о безумии» (Лере – ученик Ф. Пинеля – основателя психиатрии). Знакомится Пушкин и с «Руководством для врачей» Йозефа Франка, где есть большой раздел психиатрии.

фото 12

Арию Германа исполняли многие выдающиеся певцы, но только один из них подошел к изучению этой роли, как к серьезной научной работе. Это блистательный тенор Николай Печковский. Он служил в Мариинском театре, в ту его эпоху, когда театр назывался Ленинградским государственным академическим театром оперы и балета им. С.М. Кирова. Печковский, готовясь к роли Германа, около двух месяцев посещал психиатрические клиники, наблюдал, с разрешения администрации, за пациентами, консультировался с психиатрами по интересующим его вопросам. «Герман жил во мне всегда», – признавался он коллегам.

Музыковед и историк оперы В. М. Богданов-Березовский находил его исполнение образцом психологической драмы: «И пение, и игра Печковского были пронизаны глубоким чувством, исполнены психологической правды. Интонационный строй, и ритмический пульс партии резко изменялся от картины к картине, эмоционально накаляясь, точно так же, как пластинка, вначале сдержанная, затем становящаяся порывистой, моментами пароксической. Пожалуй, ни у одного из других исполнителей роли Германа я не слышал такого изобилия оттенков выразительности в пределах какой-нибудь небольшой фразы».

На выставке представлены: портретна фарфоровая статуэтка Николая Печковского и его портрет на вазе, изготовленные на Ленинградском заводе.

Принадлежность к разным жанрам не дает права сравнивать оперу Чайковского «Пиковая дама» и роман Булгакова «Мастер и Маргарита», хотя в обоих произведениях страстная любовь дается авторами в «оптике» психического расстройства, сумасшедшего дома, в обоих случаях активное взаимодействие с Инферно.

Впрочем, это различие жанров не так уж и ощущается, если вспомнить сколько музыки в романе Булгакова – Штраус, Шуберт, джаз (Аллилуйя!), Чайковский («Евгений Онегин»), народные песни. Кроме того, множество музыкальных фамилий: Берлиоз, Римский (1/2 от Римский-Корсаков). Кстати, в ранних вариантах романа, глава Массолита имеет фамилию Чайковский и лишь в окончательной редакции Булгаков меняет ее на фамилию Берлиоз (все это с увлечением обсуждалось на Булгакоском фестивале этим летом).

Елена Образцова: «…Это была мистика»

фото 13

Не секрет, что многие певцы и актёры побаиваются участвовать в  «Пиковой даме», особенно в главной роли. Знаменитую оперную певицу Марию Максакову, например, увезли в больницу прямо с репетиции «Пиковой дамы».  Не повезло и Герману – Печковскому, он получил 10 лет лагерей по 58-й статье. Однако же, и там не унывал, а ставил, находясь в заключении, сцены из любимой «Пиковой дамы». Нет возможности в статье пересказать все случаи фобий – вполне обоснованных, кстати, в связи с участием в опере «Пиковая дама».

фото 14

Но самая лучшая в мире Пиковая дама – Елена Образцова была в жизни женщиной сильной и ничего не боялась. Но, даже она подмечала, что ей почти всегда удавалось подчинить себе роль, – а вот графиня в «Пиковой даме» подчиняться не хотела. «Это была мистика, – вспоминала Елена Образцова, – «я никогда не знала (когда пела партию Пиковой дамы – С.К.) что будет дальше».

На выставке представлено платье Елены Образцовой, в котором она пела партию «Пиковой дамы». Оно не такое феерически роскошное, как было у Елены Васильевны в Вашингтонской опере, но это чёрное платье … Элегантное и … как бы это сказать – ощущаешь какой-то холодок стоя рядом.

фото 15

Гипсовый бюст графини, автором которого является Исидор Фрих-Хар (один из тех прекрасных ваятелей, кому мы обязаны своей любовью к ВДНХ) можно назвать «изюминкой» экспозиции. Его мало кто видел.  Сильная работа, на которую небезопасно заглядываться подолгу, ведь правы были римляне, говоря fortis imagination generat casum (сильное воображение порождает событие) – особенно под оперу Чайковского «Пиковая дама», сопровождающую осмотр экспозиции.

фото 16

Еще одно роскошное платье из музея Большого театра – платье Лизы. Лиза – образ брошенной, отчаявшейся женщины. Михаил Булгаков в «Белой гвардии» назвал брошенную Тальбергом Елену Турбину – Лизой из «Пиковой дамы».

фото 17

Но, певица Маквала Касрашвили, несмотря на роковую неизбежность и трагический финал ее героини, сумела вдохнуть в образ Лизы скрытую силу и благородство, что-то от Татьяны Лариной.

На выставке много интереснейших экспонатов и каждый предмет – интерактивен. Это как ссылка в компьютере, выводит все на новые подробности, разумеется с помощью искусствоведа.

фото 18

Завершающим штрихом этой великолепной экспозиции можно назвать карандашный рисунок А. П. Снегиревой-Юргенсон, на котором П. И. Чайковский запечатлён за игрой в карты (за раскладыванием пасьянсов или за игрой с партнерами в винт). Это знак, «времен связующая нить», – в общем, игра продолжается…

Сергей Коршунов
Теги: «Пиковая дама»