Трегулова: Третьяковская галерея «открыла» Серебрякову в 1910 году
04 апреля 2017 10:41:00
В год 50-летия со дня смерти выдающейся русской художницы открывается самая крупная ретроспективная выставка ее творчества.
Удивительно, но самая большая по количеству работ выставка-монография самой известной русской художницы ХХ века ставит больше вопросов, чем дает ответов. Многие посетители Третьяковской галереи прекрасно знакомы с произведениями Серебряковой, которые можно увидеть в постоянной экспозиции. Но все грани творчества этой самобытной, ни на кого непохожей художницы для многих станут настоящим открытием.
«Эта выставка на самом деле открывает для нас Серебрякову – пейзажиста, которая достигла в этом жанре невиданных высот», – говорит генеральный директор ГТГ Зельфира Трегулова.
По ее словам, творческая жизнь Зинаиды Серебряковой была очень насыщенной и сложилась довольно удачно. И началась стремительно. Уже в 1910 году Попечительский фонд Третьяковской галереи выкупил сразу три картины с выставки «Союза русских художников». Среди них был знаменитый на весь мир автопортрет «За туалетом».
«Эта знаковая для творчества Серебряковой работа с момента приобретения за редчайшим исключением, когда он экспонировался на выставках в России и за рубежом, висит в постоянной экспозиции ГТГ», – отмечает Трегулова.
Выставка позволяет проследить весь творческий путь Серебряковой от первых ученических работ до великолепных серий, созданных во время путешествий по Марокко и европейским странам.
Впервые в России так широко представлен парижский этап жизни и творчества художницы, а также бельгийские панно, выполненные для виллы барона де Броуэра, чудом сохранившиеся. Долгое время они считались утраченными, поскольку вилла оказалась в центре ожесточенных боев во время Великой Отечественной войны. Это, кстати, единственная известная монументальная работа Серебряковой. Еще живя в России, она участвовала наряду с другими живописцами в работе над оформлением Казанского вокзала. Великолепные эскизы, представляющие аллегории стран Востока, также можно увидеть на выставке в ГТГ. Но, к сожалению, из-за революционных событий 1917 года, этот интереснейший проект не был реализован.
Как рассказывает Зельфира Трегулова, знакомясь подробнее с творчеством Серебряковой, не перестаешь удивляться, как она могла пронести через все те тернии, что ей пришлось пережить, такую искреннюю любовь к жизни во всех ее каждодневных проявлениях. Она своим творчеством как будто отгораживалась от всего страшного, что происходило в мире. Потеряв мужа и лишившись родного имения Нескучное, находясь в страшно стесненных условиях, она так трепетно в Петрограде писала портреты и сцены, в которых участвовали ее мать и дети.
Как говорит куратор выставки, сотрудник ГТГ Татьяна Ермакова, главной задачей создателей экспозиции, было «показать Серебрякову как живописца, обладающего талантом и жаждой творчества и тем настроением, радостью бытия, которая собственно и составляет самое главное в ее творчестве».
Марина Александрина