Астрономы КФУ открыли новую экзопланету

Фото из открытых источников

25 августа 2017 11:34:23

Астрономы Казанского федерального университета (КФУ) вместе с коллегами из Турции и Японии обнаружили экзопланету (так называют все планеты не входящие в нашу Солнечную систему), совершающую обороты около звезды-гиганта.

Казанские ученые отмечают редкость данного открытия для российской астрономии. Звезда HD208897 — красный гигант, рядом с которым обнаружена планета, находится на расстоянии около 210 световых лет от Солнца.

По словам руководителя проекта, заведующего кафедрой астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильфана Бикмаева, за 10 лет совместной работы в рамках российско- турецко- японской программы по поиску экзопланет, вращающихся около  звезд - красных гигантов  с помощью телескопов были получены сотни спектров  и выполнены с высокой точностью измерения лучевых скоростей для намеченной группы из 50  звезд - холодных красных гигантов. Анализ  изменений лучевых скоростей звезды HD208897 позволил прийти к выводу, что вокруг нее, на расстоянии одной астрономической единицы (150 млн. км)  от родительской звезды, обращается экзопланета, масса которой в полтора раза больше массы Юпитера, а период обращения равен 353 суткам  (почти земной год).

Несмотря на то, что у звезд типически сходных с нашим Солнцем, за 20 лет наблюдений астрономами всего мира обнаружено несколько тысяч планет, количество экзопланет около звезд-гигантов ограничивается сотней, причем большая часть из них в 10-20 раз превышает массу Юпитера. Планет же, масса которых приближена к массе Юпитера, обнаружено пока всего лишь – 10-15. Такие планеты обнаружить значительно труднее, поэтому такое открытие очередной такой экзопланеты является событие неординарным для астрономов.