Муниципальные выборы в Москве: кандидатов – больше, избирателей – меньше

Фото: Twitter.com

25 августа 2017 14:38:57

3895

Скорее всего, именно так может выглядеть голосование на предстоящих 10 сентября выборах в муниципальные собрания Москвы.

По данным председателя Мосгоризбиркома Валентина Горбунова, сейчас в столице на 1502 мандата в муниципальные собрания  выдвинулось 8329 человек, из них зарегистрировано в качестве кандидатов 7655, 517 человек снялись с выборов, а 137 получили отказ в регистрации.

Больше всего кандидатов выдвинули «Единая Россия» и КПРФ, между которыми эксперты предрекают основную борьбу за места в муниципальных органах представительной власти. Однако немало своих людей удалось зарегистрировать и «яблочникам» (705 кандидатов), «Коммунистам России» (558), «Родине» (235), «Патриотам России» (126) и «Парнасу» (51 кандидат). 

Эксперты Фонда развития гражданского общества предрекают активную избирательную кампанию в Москве. Самая жесткая борьба за муниципальные мандаты, по мнению наблюдателей, может развернуться в Центральном административном округе. Так, эксперты отмечают небывало большое количество кандидатов (115 человек на 15 мандатов) в Пресненском районе. Не менее острой может быть конкуренция в ЮЗАО, САО и СВАО. Чуть спокойнее пройдут выборы в ЮВАО, ЮАО и Троицком округе, хотя, разумеется, «спокойствие» и здесь будет относительным.

Политтехнологи в один голос отмечают, что нынче власть особенно заинтересована в проведении образцово-показательных выборов с участием большого количества «несистемщиков».

Это предполагает, в том числе, и более либеральный подход к регистрации оппозиционных кандидатов, так как скандалы с незарегистрированными господами-товарищами только привлекают население к теме муниципальных выборов, и могут укрепить в головах потенциальных избирателей негативный образ «Единой России», что может отрицательно сказаться на результатах выборов для этой партии. Поэтому власть заинтересована, скорее, в спокойных и малолюдных выборах, о которых большинство населения будет иметь смутное представление, а потому и голосовать придет в основном только «железный электорат» из пенсионеров, бюджетников и разнообразных партийных активистов.

Для власти нет ни какого риска в открытых выборах еще и потому, что оппозиционные партии и движения, как правило, демонстрируют неспособность к объединению в реальные коалиции, и их кандидаты борются не столько с «партией власти», сколько друг с другом. А пока они дерутся, «Единая Россия» сможет спокойно провести в муниципальные собрания до 80 процентов своих кандидатов.

В «правильных» выборах кровно заинтересован и мэр Москвы Сергей Собянин, определенно считающий, что кресло столичного градоначальника — отнюдь не «потолок» в его политической карьере, и явно желающий показать Кремлю свою преданность, эффективность и дееспособность.

Появляющиеся в СМИ сообщения о предполагаемом назначении Собянина премьер-министром России только укрепляют политтехнологов во мнении, что Сергей Семенович потребует от своих подчиненных обеспечения максимальной открытости избирательного процесса, и минимального использования столичными единороссами административного ресурса. 

Объективно прозрачные и открытые выборы интересны и федеральной власти. Конечно, не потому, что в кремлевских коридорах вдруг засквозили «ветры перемен», а в кабинетах ни с того ни с сего воцарились либеральные нравы. Скорее, в Кремле сообразили, что участие многочисленных оппозиционных «несистемных» партий и движений может, ко всему прочему, «размыть» протестный электорат, а значит, и позволит без проблем провести в муниципалитеты контролируемых представителей «партии власти».  

Впрочем, даже попадание большого числа «протестантов» в муниципальные органы никого Наверху не напугает, хотя бы потому, что это может быть использовано в пропагандистских целях внутри страны и за ее пределами: для демонстрации развития сугубой демократии «снизу», и формирования необыкновенно открытого гражданского общества.

А еще власть заинтересована в низкой явке на избирательные участки 10 сентября.

Сейчас эксперты ФоРГО предрекают явку в пределах 10-15 процентов, что вполне устраивает не только «Единую Россию», но и оппозицию, способную при такой явке набрать достаточное количество своих депутатов в муниципальные собрания.

Разумеется, самые большие шансы будут иметь партии и движения, уже работающие в муниципалитетах, а значит, более или менее известные жителям районов и микрорайонов.

Здесь у «Единой России» тоже имеется неоспоримое преимущество: сейчас в муниципальных собраниях Москвы 838 депутатов-единороссов. 97 депутатов работает в муниципалитетах от КПРФ, 62 – от «Справедливой России», 20 – от ЛДПР, и 15 – от «Яблока». При среднем уровне конкуренции в 5,1 человек на один депутатский мандат, и при большом количестве выдвинутых кандидатов, наибольшие шансы здесь у «ЕР», поскольку сыграет свою роль узнаваемость ее кандидатов и их участие в районной жизни не только во время избирательных кампаний. В этом смысле куда меньше шансов, например, у коммунистов, проявляющих себя, как правило, в основном в протестных акциях, как это было, например, во время обсуждения московской программы реновации «хрущевок». Но откровенное неприятие коммунистами этой программы может сыграть с ними злую шутку на муниципальных, а потом и на мэрских выборах. Хотя бы потому, что многие москвичи уже поняли, что активисты КПРФ выступали не против программы реновации, как таковой, а против действующей власти, использовав реновацию только как повод еще раз напомнить о себе.

КПРФ могут поставить подножку и «Коммунисты России», вылезающие то тут, то там с кандидатами-однофамильцами, и надеющиеся таким образом отобрать часть голосов у КПРФ, как это случилось, например, в Кузьминках.

Вряд ли идут на пользу КПРФ сотрясающие партию скандалы, связанные с некоторыми оригинальными политическими телодвижениями ряда лидеров. Здесь можно вспомнить и скандал, связанный с первым секретарем МГК КПРФ, депутатом Госдумы Валерием Рашкиным, неожиданно поддержавшим сторонников Алексея Навального в борьбе против премьер-министра Медведева; и не меньший шум вокруг появившихся в СМИ сообщений о согласии лидера фракции КПРФ в Мосгордуме Андрея Клычкова на поддержку со стороны людей Навального на предстоящих в 2018 году мэрских выборах.

Не дремлют и политические соперники, сбрасывающие в СМИ «компромат» на кандидатов от КПРФ. Так, сильный удар по КПРФ может нанести сообщение Telegram-канала GogoKremlin, опубликовавшего 17 августа информацию о якобы имеющей место поддержке и финансировании 43 кандидатов от КПРФ созданной беглым олигархом Михаилом Ходорковским структурой под названием «Открытая Россия». По данным этого Telegram-канала, Ходорковский якобы обещает платить каждому кандидату, поддерживаемому «Открытой Россией», от 300 до 400 тысяч рублей. GogoKremlin сообщил о том, что среди «халявшиков» замечены представители «Яблока», сторонники экс-депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, «парнасцы» и коммунисты-зюганисты. Например, в СВАО, по данным GogoKremlin, насчитывается до 11 кандидатов от КПРФ, в ЮВАО – 9 кандидатов, а в ЮАО 8 кандидатов от КПРФ, якобы ведущих избирательную кампанию на деньги Ходорковского. При этом ряд СМИ утверждают, что, возможно, одним из координаторов этого интересного процесса стал сам депутат Мосгордумы от КПРФ Андрей Клычков. Можно предположить, что все эти сообщения – злодейские происки врагов, но ведь и сам Клычков не раз публично отмечал возможность коалиций с разными политическими силами.

Не исключено, что лидер КПРФ Геннадий Зюганов опять рассердится на подставляющих его соратников по борьбе за горизонты коммунизма. Но может и не рассердиться. Во всяком случае, в истории имеется немало случаев небрезгливости коммунистов при формировании временных тактических коалиций, и тут, по меткому выражению дедушки Ленина, коммунисты готовы вступать в союз хоть с самим чертом лысым. А тут не черт, и не лысый, тут всего лишь Михаил Борисович, да еще и при деньгах.

И все же, откуда такая тотальная активность и непреодолимое желание попасть в число муниципальных депутатов даже у политических сил, ранее не замеченных в особой любви к районному и микрорайонному «мелкотемью»? Ведь власти у муниципального депутата в разы меньше, чем у депутата Мосгордумы. Возможности отдельно взятого «муниципала» ограничены территорией даже не района, а микрорайона, а все вместе они могут разве только решать местные хозяйственные вопросы, вносить в Мосгордуму законопроекты, проводить референдумы районного и микрорайонного значения, да контролировать бюджет на выполнение муниципальным собранием своих функций. Муниципальное собрание не может даже сменить главу управы, не говоря уже о префекте, — эти начальники подчиняются не представительной, а исполнительной власти, и им депутат-муниципал — не указ, и тем более, не страшилка.

Значит, дело не в жгучем желании разноцветных и разнокалиберных партий и движений получить власть «на земле». Скорее, дело — в не менее жгучем желании обеспечить своим кандидатам на выборах мэра в 2018 году прохождение муниципального фильтра. Тут логика простая: чем больше «своих людей» в муниципальном собрании, тем легче будет заручиться достаточным количеством подписей для регистрации кандидата в мэры. А потому можно предположить, что, если бы не этот муниципальный фильтр, активность вокруг предстоящих 10 сентября выборов в муниципальные собрания была бы куда более низкой, и шума вокруг этих выборов было бы не слышно.

А чем все закончится и какими будут итоги нынешней шумной и активной избирательной кампании, и кто именно займет депутатские кресла в муниципальных собраниях столицы. узнаем совсем скоро.

Иван Сидоров
Теги: выборы, Москва, Мосгоризбирком, кандидаты