Гудение пчел — сигнал об эффективности их работы

Фото с сайта: wallbox.ru

03 февраля 2018 16:50:34

Американские энтомологи опубликовали в журнале «Plos One» результаты исследования пчелиных семей.

Ученые сообщили, что научились дифференцировать пчел по издаваемым насекомыми звукам, и использовали эти данные для оценки эффективности опыления разных типов растений на разных территориях.

По мнению исследователей, обычные визуальные наблюдения за насекомыми, опыляющими сельскохозяйственные и луговые растения, оказываются не очень эффективными, и, ко всему прочему, требуют немало времени, да и денег.

Энтомологи составили каталог разных свойств пчел, начиная от длины их языков и заканчивая размерами крыльев и тела, и связали эти свойства, имеющие отношение к их опылительным способностям, с тембрами пчелиных «голосов».

«Такой каталог позволяет определить, какими важными с сельскохозяйственной точки зрения физическими характеристиками обладает пчела, руководствуясь только ее гудением», — отмечает журнал «Plos One».

Поначалу главными объектами изучения были шмели Bombus balteatus и Bombus sylvicola. Потом ученые записывали гудение пчел на разных полях штата Колорадо во время двух разных сезонов цветения растений. С помощью этих записей исследователи научились оценивать количество пчел на каждой локации, не пользуясь никакими дополнительными наблюдениями. Каталог также позволил выяснить, какие характеристики пчел приводят более качественному опылению местных растений, в частности, клеверов Trifolium dasyphyllum и Trifolium parryi.

Как выяснилось, основными факторами, влияющими на эффективность опыления, оказались размер тела и длина языка пчел, которые варьировали на 30−52 процентов.

По мнению энтомологов, в дальнейшем такая методика позволит определять, сколько на определенной локации находится пчел, что это за пчелы, и насколько эффективно они смогут опылить местные цветы.

Полученные учеными результаты могут иметь вполне прикладное значение. Например,  по гудению диких пчел фермеры будут знать, не нужно ли дополнительно использовать для опыления цветов домашних пчел. Затраты на такой анализ будут минимальными, поскольку здесь используется простое и недорогое акустическое оборудование.

Биологи уже сегодня бьют тревогу по поводу неуклонного сокращения  количества диких пчел в природе. А значит, предложенный американскими энтомологами «звуковой» механизм отслеживания активности диких пчел может стать удобным инструментом не только для фермеров, но и для экологов.

Игорь Петров