По заветам Троцкого: первая в России трудовая рота отправится строить подводные лодки
04 июля 2018 18:19:31
В России возрождается практика «трудовых армий» времен Гражданской войны, то есть когда солдат тянет не только лямку строевой службы, но еще и посильно участвует в хозяйственной жизни страны.
В те трудные революционные годы существование Трудармии обосновывалось потребностью содержать под ружьем огромную массу военнослужащих, а чтобы свой хлеб ели не зря, в перерывах между боями сотни тысяч рядовых привлекались для решения народнохозяйственных задач: заготовки дров, добычи угля, строительства, восстановления железнодорожного транспорта.
В 21 веке возрождение большевистской практики поддается объяснению с трудом. Действительно, создание трудовых рот объясняется дефицитом квалифицированной рабочей силы на предприятиях. Но что мешает освободить от армейской службы ребят, овладевших важными и, как выясняется, дефицитными профессиями в процессе обучения в техникумах? Ан нет, принят был вариант, при котором солдату придется сначала отрабатывать 8-9 часовую смену, стоя у заводского станка, а затем вместо отдыха, дискотеки или похода в кино возвращаться в казарму и тянуть унылую воинскую лямку с ее караульной службой, огневой подготовкой, учениями муштрой и прочими прелестями армейского быта.
Как военные, так и трудовые качества такого бойца выглядят более чем сомнительными просто потому, что такую двойную нагрузку потянет далеко не каждый. Но Минобороны твердо в своих намерениях: каждый гражданин России мужеского пола должен надеть сапоги. Производство и экономика теряют ценного специалиста? Не проблема — ответ на эту дилемму придумал еще Лев Троцкий — создатель Трудовой армии образца 1920 года. Практика эта сохранялась вплоть до перестройки. Достаточно вспомнить строительные войска ВС СССР с его знаменитым стройбатом. От тех времен до нас дошел анекдот: Директор ЦРУ докладывает Рейгану о состоянии советской армии. Рассказывает подробно о сухопутных войсках, пограничниках моряках. Доходит дело и до «стройбата»: «А это самые опасные войска. Там служат такие звери, что им даже автоматы не выдают».
На архангельский судостроительный комплекс «Севмаш» отправится первая научно-производственная рота. Военнослужащие будут строить атомные подводные лодки. Как сообщили в пресс-службе предприятия, раньше подобных подготовленных подразделений в России и Северо-Западном федеральном округе еще не было. В роте — полсотни призывников со средним профессиональным образованием. Все они закончили техникум судостроения и машиностроения в Северодвинске, и «Севмаш» им хорошо знаком (там они проходили практику во время учебы). Работать на предприятии они начнут после принятия присяги. Новобранцы будут полдня заниматься военной подготовкой, а полдня трудиться токарями, фрезеровщиками, сборщиками корпусов.
Как прокомментировал эту новость заместитель генерального директора «Севмаша» Владимир Сыродубов, появление подобной роты позволит сохранить военнослужащим по призыву рабочие навыки, а предприятие оборонно-промышленного комплекса обеспечит себя молодыми кадрами, чтобы справиться с гособоронзаказом, сообщает ТАСС.
В феврале 2018 года президент России Владимир Путин подписал указ о формировании научно-производственных подразделений в структуре Минобороны. Основная цель — обеспечение предприятий оборонно-промышленного комплекса молодыми рабочими и специалистами, имеющими соответствующее образование и опыт работы на предприятиях ОПК, для выполнения задач по гособоронзаказу. Постановление буквально дословно повторяет приказ командующего Красной Армией Троцкого от 12 декабря 1920 года: «В порядке всеобщей трудовой повинности обеспечить использование трудовых сил армии».
Подобная практика была подхвачена и в Третьем Рейхе, где были созданы Военно-строительные формирования — Организация Тодт (нем. Organisation Todt, OT). Однако даже там порядки были мягче по сравнению с тем, что сейчас предлагает Минобороны РФ. Служба в ней для немецких граждан первоначально соответствовала альтернативной гражданской службе, то есть занятые в хозяйстве сотрудники были освобождены от исполнения военных обязанностей, в отличие от «российского варианта».
Примечательно, что еще в советское время совмещение исполнения военного долга с решением хозяйственных задач многие расценивали как противоречащее Конституции и закону о всеобщей воинской повинности. В 1956 году министр обороны СССР Г. К. Жуков составил докладную записку, в которой говорилось: «Использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции, воинская служба, представляющая собой почетную обязанность граждан СССР, должна проходить в рядах Вооружённых Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР. Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают своё ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы».
Тем временем трудовые роты с подачи Минобороны получают все большее распространение. Одно из таких военно-трудовых подразделений уже существует на Красногорском механическом заводе имени Зверева, ранее заявил руководитель главного управления кадров генерал-полковник Виктор Горемыкин. Он отметил, что создание таких рот предусматривается на ремонтных предприятиях Минобороны РФ и на предприятиях ОПК. Формируются производственные роты на базе 13-го судоремонтного завода в Севастополе и при ОАО «Ревтруд» концерна «Созвездие» в Тамбове, а также в близлежащих к ним воинских частях.
«На первый взгляд такая форма трудовой повинности выглядит архаично для современной экономики. Главное, что вызывает сомнение – правомерность использования на производстве подневольного труда военнослужащих, ограниченных в выборе местонахождения и работы и получающих воинское довольствие вместо заработной платы. С другой стороны, некоторое рациональное зерно в данном конкретном случае все же есть. Если уж речь идет о призывниках, окончивших техникум судостроения и машиностроения в Северодвинске и проходивших производственную практику на «Севмаше», то лучше уже проходить службу по профессиональной специальности, чем подготовленные специалисты будут терять квалификацию в строевых частях или на альтернативной службе. Да и предприятие сможет закрыть вакансии подготовленными кадрами, часть из которых после службы сможет закрепиться на производстве. Главное, чтобы такая модель службы-трудоустройства не выродилась в систему бессмысленного и неэффективного принудительного труда», — сказал в интервью «Гражданским силам.ру» аналитик ГК ФИНАМ Алексей Калачев.
Сергей Путилов