Выборы в Мосгордуму: поиск новых стратегий
06 февраля 2014 19:24:44
Предстоящие выборы в Московскую городскую Думу важное событие, как для избирателей, так и для избираемых.
В любом общественном событии существует формат двойственности и эти выборы не исключение. Согласно всем политическим теориям, нужно помнить, что власть, существующая для народа и представляющая его интересы, обязана претворять в жизнь запросы, поступающие от общества, координировать деятельность общественных структур и контролировать процессы действенности принимаемых мер. Через выборные механизмы, граждане того или иного государства, передают часть своих полномочий по организации собственной жизни в руки «доверенных лиц». Эти народные представители, которые, несомненно, должны быть компетентными в своем деле и обладать более или менее признанными нравственными и моральными принципами, обязаны на своих должностях делать все возможное, чтобы исполнять волю народа. Переходя от теории к практике, нужно сказать, что современные российские реалии говорят о новых тенденциях взаимоотношения власти и общества. По одну сторону баррикад стоят избиратели, которые слышат огромное количество обещаний, но не всегда видят их реализацию. С другой стороны иногда находятся претенденты на значимые общественные посты, которые должны работать на благо общества, но идут во власть, чтобы удовлетворить собственные интересы. В итоге складывается такая картина: то, что должно существовать как единое целое и быть связано между собой неразрывными узами, раскалывается на две части, между которыми становится все меньше и меньше каналов взаимодействия. Но проблема не в самом расколе, а в том, что эти две части не могут существовать друг без друга.
И если власть отделяется от общества, а общество от власти, то само существование именно этой власти теряет смысл. А, как известно, ни одна общественная организация не может нормально функционировать без координирующего его деятельность органа, не смотря на доводы в пользу анархии, приведенные еще У. Годвином, П. Прудоном, П. Кропоткиным и М. Бакуниным. Следовательно, раз любое общество «вынуждено» иметь властный орган в своей структуре, этот орган должен соответствовать заявляемым требованиям.
Радует тот факт, что современное российское общество это не латентно существующее образование. Его члены все же обеспокоены своей дальнейшей судьбой и вопросами разрешения назревших противоречий. Так, в Независимом Пресс Центре 5 февраля 2014 года прошла конференция социальной сети «Постоянного организационного комитета гражданского общества Москвы по выборам в МосГорДуму», на которой присутствовало порядка 40 человек от различных организаций.
Координатор данной встречи В.Ю. Волчков - политолог, доктор исторических наук дал вступительное слово и обозначил основные векторы развития социальной сети «Постоянный организационный комитет Гражданского общества по подготовке выборов депутатов Москвы, а также оценке их работы и предвыборных обещаний».
По его словам, приказ, подписанный Президентом РФ В.В. Путиным об образовании Объединенного Народного Фронта, является весьма важным для общества. Дело в том, что данная инициатива дала толчок для самоорганизации активных граждан. Участниками социальной сети являются москвичи, которые открыто готовы заявлять о существующих проблемах. В частности на встрече много внимания уделялось проблемам застройки Москвы и строительства социального жилья.
Многие из участников встречи были настроены не только на обсуждение существующих проблем, но и на выработку механизмов их решения. Как заметил В.Ю. Волчков, эти механизмы должны иметь научное обоснование, а не являться спонтанно предпринимаемыми действиями.
Чтобы высказать свое мнение на сложившуюся в обществе ситуацию, конференцию посетили представители общественных организаций разной направленности, а также единичные представители районов города Москвы. В частности можно отметить представителей Комитета «За гражданские права», Движение дольщиков России, Московской жилищной ассоциации, общества повышения правовой культуры «Щит», а также Народного Фронта России.
Участники выступили со своими докладами по проделанной работе их организаций и комитетов, и попытались обозначить основные болевые точки.
В основном было отмечено, что действия сегодняшней власти не всегда находят одобрение у жителей Москвы. Во-первых, многих волнует проблема застройки городских территорий коммерческими жилыми комплексами, в то время как строительство социального жилья сокращается с каждым годом все больше и больше. Во-вторых, граждан волнует недостаточность исполнения обещаний. Поэтому, для собравшихся было очень важно, чтобы между обществом и властью наладился контакт. Но не просто в виде одностороннего поступления запросов в представительные органы, а именно в формате диалога. Ведь для нормального функционирования любой системы нужна обратная связь, чтобы выявить эффективность работы принимаемых решений.
По мнению заседателей, инфраструктура диалога власти и общества должна включать в себя три составляющие: Администрация Президента, руководители регионов, уполномоченные решать поставленные вопросы, и СМИ, которые смогут обеспечить механизм контроля над проделанной работой. Где в этой инфраструктуре место общества и какова его роль осталось невыясненным.
Также, на обсуждение собравшихся было внесено интересное предложение, относительно механизма реализации диалога между обществом и властью. Ю.Р. Штерн, советник по теории диалога власти и общества, считает, что будущие данного взаимодействия лежит в сфере on-line технологий. В частности, использование интернет ресурса можно достичь интерактивности, а через нее и большой продуктивности. В качестве примера он предложил такую схему: посылаемый запрос от гражданина и ответ на него депутатом должен транслироваться через интернет, чтобы у публики была возможность своими глазами увидеть и проконтролировать процесс общения.
Подводя итоги, следует сказать о том, что данное мероприятие это не только процесс обсуждения бытовых проблем. Это своего рода ответная реакция на изменения, происходящие в избирательной системе. Правящая партия реализовала в Москве свою инициативу по введению мажоритарной системы выборов, чтобы в новый состав Мосгордумы оказалось как можно больше ее представителей. Но, изменив правила игры, они бросили вызов оппозиции, которая понимая, что полнота административного и материального ресурса находится не у них и проведение своих кандидатов на конкретных территориях будет делом весьма не простым получили соответствующий ответ в виде разработки и внедрения новых интернет технологий по контролю деятельности депутатов.
Стоит отметить, что на это мероприятие были приглашены кандидаты на должность Мэра Москвы и депутаты Московской городской думы, которые по тем или иным причинам не смогли присутствовать. В условиях предстоящих непростых сентябрьских выборов, данная встреча могла стать возможностью для содержательного диалога.
Анна Левашкина