В стенах ОП РФ обсудили судьбу законопроекта «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

Фото © Гражданские силы.ру. Иван Минаков

25 марта 2014 21:50:00

1471

Общественная палата Российской Федерации, 25 марта.

Сегодня в Общественной Палате России состоялись слушания по проекта Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", на которые Комиссия по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ пригласила представителей общественных советов федеральных органов исполнительной власти.

Основной приглашенный состав дополнили члены Общественной палаты, участвовавшие в работе над законопроектом, представители общественных организаций федерального и регионального уровня. В качестве представителя Государственной Думы на мероприятии присутствовал вице-спикер Сергей Железняк, что свидетельствует о серьезном внимании депутатов к мнению общественности при принятии закона, призванного наконец-то определить роль и место «контроля снизу».

Первый заместитель Секретаря Общественной палаты Михаил Островский дал историческую вводную относительно разработки законопроекта и наметил контуры дискуссии. В частности, он отметил, что 200 откликов, пришедшие в период обсуждения проекта в адрес разработчиков, были солидарны в одном – закон об общественном контроле необходим.

В течение 4 лет работы над законопроектом дважды проводились общественные слушания, в процессе разработки он был направлен во все федеральные органы государственной власти. В двадцати субъектах Российской Федерации проводились семинары по законопроекту, также в обеих столицах прошли научные конференции. Итогом активного обсуждение стало внесение Президентом Российской Федерации в Государственную Думу проекта Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" 12 марта этого года.

После выступления заместителя Председателя Государственной Думы Сергея Железняка, выразившего уверенность в необходимости принятия закона, но также и обратившего внимание участников на необходимость доработки конкретных положений и выработки позиций ко второму чтению, бразды правления слушаний принял председатель Комиссии по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов Российской Федерации Иосиф Дискин. Он выразил уверенность в том, что законопроект прежде всего создает общественные рамки, которые будут способствовать дальнейшей разработке законодательства об общественном контроле.

Председатель Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан ОП РФ Елена Тополева-Солдунова высказалась в поддержку осуществления экспертизы специалистами, предостерегла от опасностей непрофессионального «псевдоконтроля» в сферах, требующих специальных знаний.

Вопрос об оплате общественной экспертизы также звучал на заседании, и как один из рассматриваемых вариант был озвучен метод грантовой поддержки общественной экспертизы через специальный Фонд.

Жестко определенное регламентом время не позволяло участникам сильно выбиваться из канвы обсуждаемого проекта, по просьбе ведущего участники резюмировали свои выступления предложениями во второе чтение. Общим мнением слушаний стала необходимость расширения списка субъектов общественного контроля за счет общественных и некоммерческих организаций.

Единогласно было выражено мнение о том, что законопроект имеет место быть, но над его содержательным наполнением предстоит большая работа, в том числе и в рамках принятия смежных законов.

Единственный из общественных советов федеральных органов исполнительной власти, который не поддержал проект закона, оказался Общественный совет при ФНС России. Его позицию на слушаниях представлял заместитель председателя Комиссии по противодействию коррупции и ОРВ Общественного совета при Федеральной налоговой службе Артем Кирьянов. Позиция члена Общественного совета ФНС заключалась в том, что в предложенном виде законопроект не готов к реализации, значительная часть норм имеет отсылочный характер, не проработаны методы и механизмы. Артем Кирьянов как юрист обратил внимание участников на декларативность статьи законопроекта об общественных советах при федеральных органах исполнительной власти, попросив депутата Железняка уделить данному вопросу особое внимание при работе над проектом закона в стенах Государственной Думы, высказал ряд замечаний по юридической технике и терминологии законопроекта. Представитель Общественного совета Налоговой службы выразил уверенность в том, что общественный контроль требует определенного свода законов (в том числе, например, «Закон об общественной экспертизе»), которые можно условно назвать Кодексом об общественном контроле.

После окончания мероприятия на вопросы нашего корреспондента ответил один из авторитетнейших правозащитников России, разработчик проекта закона, директор Института прав человека Валентин Гефтер.

- Валентин Михайлович, как прошли слушания и к чему они привели? Была ли польза для дальнейшей жизни законопроекта?

- Во-первых, польза есть от того, что мы поняли ситуацию с законопроектом, услышали мнение людей, которые, по крайней мере, читали законопроект. И те, кто дальше будут иметь отношение к работе с ним, получили некоторую поддержку. Быстрее всего это будет видно на стадии второго чтения в Государственной Думе, потому что законопроект, представленный Президентом Российской Федерации, обычно автоматически проходит ко второму чтению. Но есть и второй пласт, более серьезных вещей, которые нужно принимать не в рамках дополнений. С этим у меня остается полная неясность, кто и как дальше будет двигать всю эту тему, но может быть Общественная палата в новом составе организует плановую работу над этим делом: материальная сторона дела, финансовая поддержка, разъяснения, комментарии по проекту. Главное - что весь самодеятельный общественный контроль будет, если не убран, то помещен в подвал.

- Как можете прокомментировать выступление члена Общественного совета Федеральной налоговой службы Кирьянова и его предложение о Кодексе об общественном контроле?

- Я понимаю его, может, это необязательно носит юридическую форму кодекса, но вот этот закон -  «рамочный», который имеет характер вершинки фундамента. Но мы, конечно, должны не только приниматься за изменения и дополнения, но и за вспомогательные законы в различных формах. Как это сделать? Кодексом или пакетом законов - это уже вопрос договоренности тех, кто этим занимается, но мне это непонятно. Общественной палаты одной недостаточно. На днях будут слушания, на них будет выступать Дарья Мирославская (член ОП РФ, председатель совета НП «Юристы за гражданское общество – прим. авт.), там в основном юристы, где будут разговоры не только о юридических достоинствах и недостатках, но и как дальше вести работу вокруг законопроекта. 

Мария Марлинская, Иван Минаков
Теги: Общественная палата Российской Федерации, слушания проекта Федерального закона Об основах общественного контроля в Российской Федерации, Михаил Остров