Правило выбора: в Подмосковье определили модель избрания ряда глав
02 июня 2014 21:20:18
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв подписал региональный закон о порядке избрания глав и советов депутатов в муниципалитетах, где 14 сентября пройдут выборы.
Право устанавливать модель формирования органов местного самоуправления – прерогатива региональных властей. Это полномочие субъекты федерации получили в связи с изменениями федерального законодательства.
Как объяснили корреспондентам сетевого издания «Гражданские силы.ру» эксперты и представители областного правительства, основная цель закона – сделать муниципальное управление более прозрачным и эффективным, привлечь в местные администрации и советы молодых профессионалов, не связанных со сложившимися группами и группировками интересов Подмосковья. Для этого авторам закона пришлось применять сразу несколько инструментов: на одних территориях пришлось вводить аполитичный институт сити-менеджера, на других – усиливать представительство поселений в районных советах. Кое-где пришлось пойти на такие меры как выборы главы из состава Совета депутатов. Такая практика возлагает повышенную ответственность на избирателя - ведь каждый депутат может стать главой, при этом тот, кто главой все-таки станет проходит двойной фильтр: народный и депутатский.
Краткое резюме закона. По новому областному закону в 11 муниципалитетах районные Советы депутатов будут формироваться из депутатов и глав поселений района. Такая схема уже работает в ряде территорий. Так для 11 районов, указанных в законе, в 6 уже применяется такой механизм. Он, по словам представителей областного правительства, позволяет усилить представительство поселений. В 8 районах, согласно закону, депутаты районных советов будут избираться на прямых выборах. Закон также устанавливает порядок избрания глав 19 муниципальных районов, 11 городских округов, целого ряда городских и сельских поселений. Так, на прямых выборах будут избираться главы 10 районов и главы 7 городских округов. В 9 муниципальных районах и 4 городских округах главы будут избираться из состава советов депутатов.
«Еще во время обсуждения поправок в закон об общих принципах организации местного самоуправления, мы настаивали на том, чтобы сохранить возможность выбирать глав муниципальных районов и городских округов напрямую. В Московской области из 71 городского округа и муниципального района прямые выборы в 56: в 31 городском округе и 25 муниципальных районах. Хочу отметить, что в Московской области у каждого муниципалитета – свои политические традиции, экономические и социально-политические особенности. Поэтому универсального решения на всю область быть не может. При подготовке закона мы уделяли особое внимание территориальной специфике, анализировали и запросы жителей на увеличение прозрачности и эффективности органов местного самоуправления», отметила начальник Главного управления территориальной политики Московской области Эльмира Хаймурзина.
Местному уровню в Подмосковье требуется точечная настройка. И, как подтвердил Председатель комитета по развитию местного самоуправления Московской областной Думы, коммунист Александр Наумов, работа в этом направлении идет довольно давно.
«С конца прошлого года в областной Думе обсуждались различные подходы к совершенствованию местного самоуправления в Московской области в рамках рабочей группы и круглых столов. Буквально на всех площадках красной линией проходила мысль – навести порядок в местном самоуправлении Подмосковья. У нас в рамках одного региона объединены очень разные территории. Со своей политической, общественной, экономической спецификой. Поэтому универсального подхода нет. Будем откровенны, есть территории, где местные власти ведут себя как феодалы, где процветает вседозволенность и коррупция. В таких муниципалитетах жизненно необходимо разорвать эту порочную круговую поруку, разрушить привычные схемы сменив модель формирования органов местного самоуправления. Где-то есть потребность в администраторе – сити-менеджере, который будет стоять над клановой схваткой, назначаться по конкурсу и заниматься решением хозяйственных вопросов. Если бы мы с вами находились на однородной территории, мы могли бы вести речь об унификации. Но там, где есть разные территории, нужны разные формы управления», - пояснил депутат-коммунист Наумов.
При этом, по словам Наумова, фракция КПРФ настаивала на продлении сроков обсуждения закона еще на неделю, но сделать это не удалось, поскольку закон должен был вступить в силу до назначения сентябрьских выборов.
При этом глава Дмитровского муниципального района, Президент Ассоциации малых и средних городов России Валерий Гаврилов заверил, что его району времени на диалог хватило. «Об изменениях в системе местного самоуправления говорили еще с конца прошлого года. Я понимал, что для Дмитровского района оптимально, когда глава избирается на прямых выборах и возглавляет администрацию. Такая традиция сложилась на протяжении последних 20 лет. У нас налажена системная работа органов местного самоуправления, о чем свидетельствуют высокий уровень социальной стабильности и хорошие экономические показатели. Все эти аргументы, подкрепленные конкретными данными по социально-экономическому блоку и результатами социологических опросов, я озвучивал в Правительстве области. Наши аргументы были услышаны», - поделился опытом Гаврилов.
Председатель Общественной палаты Московской области Шота Горгадзе подчеркнул, что главная задача закона – подчинить местное самоуправление его избирателям. Такая же цель была поставлена при реформе Общественных палат. В этой связи, подчеркнул Горгадзе, ключевую роль в данном вопросе должен сыграть контроль общественный, а не политический.
Член Общественной палаты РФ, Председатель Президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков отметил, что пересматривая модель местного самоуправления в Подмосковье Андрей Воробьёв выполняет наказ избирателей.
«Если говорить начистоту, многие подмосковные так называемые «местные элиты» коррумпированы. Годами в районах формировались политические силы вокруг дележа земли, вокруг перераспределения участков и подрядов. Положить этому конец можно только одним способом – создав создать новые условия формирования органов местного самоуправления – демократичные, прозрачные, способствующие приходу во власть новых людей, профессиональных управленцев, честных и ответственных руководителей. Созданием таких условий и занимается команда Воробьёва», - пояснил Цветков.
Политолог, руководитель «Агентства политических и экономических коммуникаций», член Высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов уверен, что закон, подписанный главой региона, адекватен потребностям Московской области. Если Воробьёв хочет эффективно продолжать программы развития Подмосковья. ему необходимо навести порядок в местном самоуправлении.
«Закон Московской области принимался в логике изменения федерального законодательства. Федеральным законом Губернаторам дано право определять модель избрания органов местного самоуправления. И реализация этого права зависит от эффективности и воли Губернатора. Ясно, что у Губернатора Андрея Воробьёва очень высок уровень общественной поддержки, что было продемонстрировано в ходе выборов. При этом у него есть ясное видение того, как должна развиваться Московская область. Очевидно, что Воробьёв демонстрирует сильную политическую волю в выполнении данных избирателям обещаний. При всех этих качествах Воробьёва мы понимаем, что система управления на низовом уровне в Московской области довольно рыхлая, и это вызов для Воробьёва. Ему необходимо систему власти на местах укрепить, сделать ее более внятной, прозрачной, эффективной. И с этой точки зрения закон абсолютно адекватен потребностям Московской области и задачам, которые перед ней стоят. Уверен, к закону еще будут возникать вопросы, но это естественно с учетом сложности проблем, которые этот закон решает», - прокомментировал действия подмосковных властей Дмитрий Орлов.
Кстати, всего в Московской области 359 муниципальных образований, в том числе – 36 муниципальных районов, 35 городских округов, 111 городских поселений и 177 сельских поселений. По территориям, где выборы пройдут в более поздние сроки, работа продолжается: ведутся консультации по порядку формирования органов местного самоуправления с учетом изменений федерального законодательства.