Есть ли жизнь после Интернета?

Фото из открытых источников

16 мая 2018 15:58:13

2987

Прожить без всемирной паутины готовы лишь 30% жителей России.

Казалось бы, что может быть для современного россиянина страшнее атомной войны? Только отключение Интернета. Однако, как следует из опроса, проведенного рекрутинговым агентством Superjob.ru, не следует переоценивать масштабы интернет зависимости наших соотечественников. Около 30% жителей России готовы отказаться от Сети в случае необходимости. То есть не считают для себя ее существование жизненно важным. Остальные, по всей видимости, еще не вполне готовы смириться с отказом от общения в социальных сетях, просмотра новинок кинематографа и сайтов новостей, компьютерных онлайн игр. Так нужен ли действительно россиянам Интернет?

При всех достоинствах всемирной паутины за почти четыре десятка лет существования стали очевидны и ее врожденные недостатки. Еще в начале прошлого века британский писатель Эдвард Морган Форстер в фантастической повести-антиутопии «Машина останавливается» (1909) изобразил всемирную автоматическую систему, обслуживающую человечество. Люди становятся полностью зависимы от неё, постепенно деградируют физически и живут почти безвылазно и одиноко в своих квартирах-сотах, общаясь только виртуально. Однажды система даёт сбой и все погибают. Хотя до такого нам еще далеко, однако, Интернет стал неотъемлемой частью жизни для миллиардов людей на планете. Количество пользователей достигло 3,3 млрд человек. Во многом это было обусловлено широким распространением сотовых сетей с доступом в Интернет стандартов 3G и 4G, развитием социальных сетей и удешевлением стоимости интернет-трафика. Согласно докладу Oxford Economics, общий объём электронной торговли товарами и услугами, а также рынок цифровых продуктов и услуг в совокупности оценивается во всемирном масштабе в 20,4 триллионов долларов США, что составляет примерно 13,8 % всемирного объёма продаж. Это, конечно, еще не полностью все сто процентов, но и свидетельствует о значительной виртуализации бизнеса. Однако, как видно, до той планки, когда в случае отключения от Сети глобальная экономика потерпела бы коллапс, тоже еще слишком далеко. 

Для чего нужен Интернет жителям России? Как выяснилось, в основном для развлекухи. Так, согласно опросу, большинство опрошенных россиян не могут жить без каких-либо социальных сетей и мессенджеров. Сильнее всего граждане РФ боятся блокировки социальной сети «ВКонтакте» (18%). На втором месте — видеохостинг YouTube (12%,) на третьем — Google (10%). Боятся блокировки «Яндекса», 8% респондентов. Переживают за приложение Instagram 7%. Блокировка Telegram волнует 6% населения России. Блокировки Mail.ru и мессенджера WhatsApp боятся по 5% опрошенных, 4% переживают, что останутся без социальной сети Facebook. Не хотели бы остаться без мессенджера Viber, сервиса Superjob и социальной сети «Одноклассники» (по 3% респондентов). За блокировку Wikipedia и Skype боятся по 2% респондентов.

Интересно сравнить эти данные с американской статистикой, где, в первую очередь, люди опасаются не столько возможной потери доступа к социальным сетям, сколько беспокоятся за свой бизнес.  Больше половины опрошенных в США, касаясь возможного отключения от Интернета указали, прежде всего, на то, что от этого пострадало бы их личное благосостояние. Поскольку их род деятельности напрямую зависит от наличия Сети.

«Это был бы настоящий кавардак», — утверждает Дэвид Маркус, руководитель подразделения компьютерной безопасности компании McAfee, — «Представьте себя владельцем компании, которая осуществляет все продажи через Интернет, проводит через Сеть все финансовые операции  и внезапно вы возвращаетесь к бумажным документам и необходимости отвозить в банк чеки и платежки при каждой сделке. Люди просто сойдут с ума».

Однако, такая апокалиптическая картина, где люди будут блуждать по улицам (поскольку без GPS они не будут знать, куда им ехать или идти), они не смогут заплатить за еду и одежду иначе, как своей кредитной картой, даже для Америки выглядит чрезмерно фантастической. Офисы компа­ний и учреждений вполне могут вернуться к факсам и телефонным аппаратам, электронную почту хотя и с некоторым трудом, но смогут заменить курьерские службы. С исчезновением электрон­ной торговли, бизнес отнюдь не прекратится. Банки, проводящие сейчас все платежи через компьютерные сети, после определенной перестройки в любом случае смогут вернуться к выписке бумажных платежек. Одним словом, все будет идти своим чередом, как и тысячи лет назад. С исчезновением Интернета жизнь на планете не прекратится. Возможно даже станет лучше, поскольку люди станут больше проводить времени не у своих «гробокомпиков», а общаться живьем, двигаться, то есть жить по-настоящему.

Тем не менее, нельзя и недооценивать серьезные проблемы, которые возникнут в случае исчезновения Сети. Когда в России на волне охоты за Telegram стали блокировать миллионы сайтов, первыми забили тревогу ученые.

Как выяснилось, даже частичная блокировка Google чревата полным коллапсом отечественной науки.

Накануне Совет Общества научных работников (ОНР) обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву из-за блокировки Роскомнадзором интернет-ресурсов. Как отмечается в заявлении Совета ОНР, современная научная деятельность неразрывно связана с подключением к глобальной сети интернет. Эти сервисы глобальны и никакой возможности заменить их чисто российскими ресурсами не существует в принципе. По словам ученых, причинен и огромный финансовый ущерб научному сообществу.

24 апреля с заявлением о перебоях с доступом к интернет-ресурсам, критически важных для нормальной работы российских ученых, выступил Совет по науке при Министерстве образования и науки РФ. В итоге, Совет ОНР потребовал «незамедлительно пресечь вредоносную деятельность Роскомнадзора и обеспечить действенную защиту научных, образовательных и других социально значимых интернет-ресурсов от опасностей, исходящих от этого ведомства».

Поднялся на дыбы и бизнес. Эксперты оценивают потери российского и зарубежного бизнеса от мер Роскомнадзора по блокировке мессенджера Telegram в $2 млрд при худшем развитии событий. Об этом говорится в письме разработчика софта Flexbby (резидент «Сколково») интернет-омбудсмену Дмитрию Мариничеву, сообщил 25 апреля «Коммерсантъ».

Однако, если исключить бизнес, науку, работу правительственных структур и служб спасения, так ли уж необходим Интернет простым людям?

«Россия, в сущности, переживает гуманитарную катастрофу. Мы читаем меньше всех в Европе. Даже казахи читают больше. Книгоиздательства утрачивают аудиторию и несут немалые потери из-за отсутствия читательского интереса. Казалось бы читатели стали уходить в Интернет, больше читать электронных книг. Но и этого не произошло. Люди и в Интернете не читают много, о чем свидетельствуют потери издательствами прибыли от продажи электронных книг. То же касается и потери интереса к новостям — будь то радио, газеты или Интернет», — сказал «Гражданским силам.ру» редактор издательства «Алгоритм» Александр Колпакиди.

Тем не менее, Его величество Интернет уже на пути к тому, чтобы стать неотъемлемой частью глобальной правовой системы.

«3 июня 2011 года была одобрена резолюция ООН, которая признает доступ в Интернет одним из основополагающих прав человека. В этом отношении отключение любых стран, регионов от Интернета трактуется как нарушение прав человека. В мае 2011 специальный эксперт ООН по правам человека Фрэнк Ларю представил доклад в Совет ООН по правам человек. В нем были перечислены около сотни рекомендаций по продвижению и защите свободы слова в виртуальном пространстве, включая обеспечение постоянного доступа в Интернет для каждого. В Евросоюзе сейчас рассматривается петиция 0755/2013 о внесении изменений в Договор о Европейском союзе с целью признать доступ к мировой Сети  неотъемлемым правом человека и обязать государства гарантировать его», — сказал «Гражданским силам.ру» член московской коллегии адвокатов «Арбат» Дмитрий Фирсов.

Сергей Путилов
Теги: Интернет