Как поменялся рынок мотоциклов в России
11 октября 2022 15:05:00
Проблемы у российских мотоциклистов начались одновременно со сложностями во многих других отраслях, включая отечественный авторынок
После 24 февраля, когда многие зарубежные фирмы объявили об уходе из России, свои мотоциклы в РФ перестали поставлять крупнейшие европейские, японские и американские марки, в т.ч. Harley-Davidson, BMW, Honda и т.д. Также начались проблемы с запчастями и экипировкой.
Мотоэксперт Игорь Владимиров рассказывал, что львиная доля мотоциклетных шлемов, ботинок и других атрибутов производится в Польше. Шины для мощных мотоциклов также преимущественно выпускаются на Западе. Китайские производители эту нишу ещё не освоили. По его словам, ещё до исчерпания складских запасов официальные дилеры снимали фиксированные ценники со своей продукции, поэтому каждому покупателю приходилось договариваться о цене с менеджером салона. В итоге стоимость новых мотоциклов и запчастей выросла минимум вдвое. А ассортимент, напротив, существенно упал. В итоге любители мототехники вынуждены были обратить своё внимание на подержанные экземпляры. В конце весны и летом, по данным аналитиков «Авито Авто», на 8,4% вырос спрос на неновые мотоциклы. Особый интерес у потенциальных покупателей вызывала продукция легендарных советских марок Иж и Урал, известных своей выносливостью и долговечностью.
В наше время «Уралы» тоже продолжают производить, но и с ними возникли проблемы. Выяснилось, что современные мотоциклы этой марки на 80% состоят из европейских и американских комплектующих. Из-за того, что эти детали стало невозможно поставлять в Россию, а спрос на внутреннем рынке начал падать, гендиректор Ural Motorcycles Илья Хаит в апреле сообщил, что конечную сборку мотоциклов переносят из Ирбита в казахстанский Петропавловск, а объёмы выпуска будут сокращены.
Статистика по продажам мотоциклов оказалась ожидаемой. «Автостат» уже за 5 месяцев текущего года зафиксировал снижение рынка новых мотоциклов на 22%. При этом до апреля продажи росли, однако затем начался заметный спад, который перекрыл предыдущий рост уже в течение 2-х месяцев.
При этом с подержанными мотоциклами ситуация не столь однозначная. На фоне падения продаж новой техники часть дилеров сосредоточилась именно на реализации и техобслуживании продукции б/у. Об этом, в частности, рассказывал директор по продажам BMW Motorrad ГК «Автодом» Михаил Развозжаев. В 1-м квартале 2022 года подержанные мотоциклы в среднем подорожали на 50%, однако спрос на них остался примерно на уровне прошлого года. Аналитик профильного сайта «Дром» Алексей Гришин отмечал, что такая стабильность покупательского интереса объясняется спецификой мототехники. В современной России мотоцикл редко является необходимым транспортом на каждый день. Чаще всего такую технику покупают увлечённые мотоциклами и при этом вполне обеспеченные люди, поэтому кризис на спрос повлиял не так сильно.
Между тем, осенью моторынок традиционно оживляется. Формальное закрытие мотосезона 2022 года состоялось в Москве ещё 8 октября. После окончания сезона люди часто продают свои мотоциклы. В прошлом году аналитики ресурса «Авто.ру» именно два первых осенних месяца называли самым выгодным временем для продажи «двухколёсных железных коней». В сентябре-октябре их можно было реализовать по наилучшим для продавца ценам.
Автоэксперт, член общественного совета Росавтодора Игорь Моржаретто рассказал, что в целом рынок мотоциклов в кризис пострадал значительно меньше, чем автомобильный. Он объяснил такую ситуацию лучшей структурой предложения.
«На рынке много неплохих предложений по приемлемым ценам, популярность набирают в том числе китайские, и другие азиатские марки. И их производитель продаёт по адекватным ценам», — рассказал Моржаретто.
Эксперт добавил, что на автомобильном рынке ситуация принципиально иная. Там бюджетных моделей не так много, а те, которые остались на рынке, чрезмерно подорожали, поэтому с учётом их характеристик эти модели уже проблематично назвать бюджетными. Как отметил собеседник издания, в принципе мотоциклы дешевле автомобилей, поэтому их привлекательность как транспортного средства может оказаться выше.
«Я думаю, что если китайцы продолжат править бал, если каких-то принципиальных изменений не произойдёт, то мотоциклетный рынок не ждёт какой-то критический провал и в ближайшем будущем», — заключил Моржаретто.
Как показывает статистика продаж мотоциклетных марок за 1-е полугодие 2022 года, азиатские компании и не думают сдавать свои позиции. С первых трёх мест в рейтинге продаж европейские и американские бренды оказались вытеснены полностью. Лидер продаж с большим отрывом – индийский производитель Bajaj. Следом идут китайские Motoland и Regulmoto, причём последний бренд демонстрирует взрывной рост продаж. На долю этих трёх компаний приходится почти 40% всего российского рынка мотоциклов. Поэтому можно надеяться, что этот сегмент в обозримом будущем оправится от кризиса и продолжит показывать лучшие результаты в сравнении с резким падением авторынка.
Алексей Черников