Киев пожаловался на досмотр украинских судов российскими пограничниками
05 мая 2018 14:03:57
Украина пожаловалась на жесткую политику досмотра судов в Керченском проливе: с 30 апреля российские пограничники ежедневно останавливают и досматривают в Азовском море все суда, следующие в Мариуполь через Керченский пролив.
В Москве рассматривают это в качестве превентивной ответной меры на пиратский захват российского сейнера «Норд» 25 марта и обещание Киева закрыть украинские территориальные воды для российских кораблей.
«Сотрудники Донецкого пограничного отряда зафиксировали уже несколько случаев остановки РФ невоенных судов для их осмотра и идентификации команды», — говорится в сообщении, размещенном на сайте Госпогранслужбы Украины, — «Так, 30 апреля теплоход, следовавший по маршруту Греция (Чиос) — Украина (Мариуполь), во время прохождения Керченского пролива был остановлен пограничным кораблем ФСБ России».
При этом уточняется, что 30 апреля российский пограничный сторожевой корабль якобы остановил в Керченском проливе теплоход, следовавший по маршруту Греция-Украина.
«В этот же день российские пограничники остановили для проверки теплоход, следовавший по маршруту Израиль — Украина, а на следующий день — судно, направлявшееся на Украину из Италии», — говорится в сообщении украинского пограничного ведомства, — «Некоторые корабли российская сторона проверяет несколько раз.
Госпогранслужба Украины также сообщает, что были остановлены теплоходы, следовавшие в Мариуполь под флагами Панамы, Болгарии и Мальты. При этом замечаний со стороны российских силовиков зафиксировано не было.
«Россияне начали жёсткую политику задержания и досмотра судов, следующих в сторону Украины», — констатировали в Киеве.
Напомним, 25 марта украинскими пограничниками был задержан российский сейнер «Норд».
Экипаж в составе десяти россиян обвинили в нарушении «порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда с неё», а против капитана судна Владимира Горбенко возбудили уголовное дело. Теперь ему грозит до пяти лет лишения свободы. Двум матросам удалось вернуться на полуостров, ещё восемь пока остаются на территории Украины, и от них требуют принятия украинского гражданства. В Крыму возбудили дело об угоне российского судна.
Тогда же Украина объявила о намерении задерживать все суда, выходящие из Крыма, а ранее украинское правительство поддержало предложение Министерства инфраструктуры о закрытии территориальных вод страны, в том числе и рек, для российских судов, «в связи с исходящей от российских судов террористической угрозой».
Напомним, после воссоединения Крыма с Россией Москва продолжала придерживаться правил пользования Азовским морем как внутренним для Украины и России. Однако арест «Норда» показал, что Украина больше не собирается соблюдать согласованные правила судоходства в Азовском море, что объективно вынуждает Россию ввести в акватории этого моря пограничный режим для борьбы с украинским пиратством.
В МИД России потребовали вернуть российских моряков и судно «Норд», отметив, что Москва оставляет за собой право на ответные меры в отношении Украины в связи с ситуацией вокруг российского судна.
Пограничное управление ФСБ в Крыму и командование Черноморского флота России сообщили о начале патрулирования российских сейнеров для исключения рисков пиратских захватов, и предупредили о возможных ответных мерах на агрессивные действия украинских пограничников, а 29 апреля российские пограничники заявили о намерении бороться с браконьерами в акватории Чёрного и Азовского морей. В частности, в заявлении пограничного ведомства отмечалось, что с начала 2018 года экологи зафиксировали более 70 случаев гибели дельфинов из-за рыболовецких сетей и колюще-режущих предметов.
После того, как никакой реакции Киева на эти предостережения не последовало, Россия перешла к жестким превентивным мерам и начала досмотры украинских судов, следующих через Керченский пролив в Мариуполь.
Как разъяснили в пресс-службе Управления Погранслужбы ФСБ по Крыму и Севастополю, досмотр судов в Керченском проливе проводится в полном соответствии с международным морским правом.
Кроме того, 4 апреля западнее мыса Тарханкут в акватории Чёрного моря российским пограничным сторожевым кораблём «Аметист» было задержано украинское рыболовецкое судно «ЯМК-0041», приписанное к порту Очаков, осуществлявшее незаконный промысел камбалы-калкана сетными орудиями лова в исключительной экономической зоне России. Корабль и экипаж из пяти украинских граждан доставлены в Крым для проведения процессуальных действий. По уточнённым данным, у браконьеров изъято несколько километров сетей.
МИД Украины выразил категорический протест против задержания украинского рыболовецкого судна у берегов Крыма. Об этом сообщили в пресс-службе внешнеполитического ведомства.
«Украина выражает категорический протест против незаконного задержания Российской Федерацией украинского рыболовного судна «ЯМК-0041» и его экипажа вблизи Крымского побережья», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте украинского внешнеполитического ведомства, — «Украина требует безотлагательно освободить рыболовецкое судно и его экипаж».
В Киеве сразу обвинили Россию в нарушении Конвенции ООН по морскому праву. Между тем, пресс-секретарь Госпогранслужбы Украины Олег Слободян заявил агентству УНИАН, что задержанное судно «имело разрешение на отлов рыбы только в пределах территориального моря, и не должно было находиться вблизи Крыма». Он также признал, что «украинские пограничники не знают, каким образом сейнер нарушил границу».
Ранее в Госдуме предложили полностью заблокировать проход украинских судов через Керченский пролив в ответ на задержание «Норда» и его экипажа.
«Такие вещи нельзя оставлять без ответа», — цитирует РИА Новости депутата Андрея Козенко, — «Нужно рассмотреть политический вопрос о безопасности судоходства в Азовском и Черном морях и возможность полного блокирования украинских судов в Азовском море через Керченский пролив».
По мнению депутата, ответные действия Запада по блокированию российских судов маловероятны, как и запрет на перевалку российских грузов в зарубежных портах, поскольку это приведет к большим убыткам, прежде всего, для частных портов.
28 апреля вице-премьер Дмитрий Рогозин также заявил о том, что «морская коллегия выработает механизм слаженных действий российских структур в случаях морского пиратства».
«Мы договорились, что в рамках морской коллегии будет обсужден и принят механизм слаженных действий российских структур, которые должны гарантировать нашим гражданам, моряки они или пассажиры, в таких ситуациях, как в случае с судном «Норд», — сказал Рогозин в интервью РИА Новости, — «Фактически мы имеем дело с морским пиратством, и Россия будет стоять защите неотъемлемых гражданских и просто человеческих прав своих граждан».
По мнению экспертов, блокировка Керченского пролива для украинских судов обернется для украинской экономики огромными потерями.
«В ближайшее время украинская экономика взвоет», — сказал в интервью радио Sputnik главный редактор военно-исторического журнала «Military Крым» подполковник Сергей Ченнык, — «Через порт Мариуполя экспортируется продукция металлургических предприятий этого города. Россия напомнила, что она в состоянии все это заблокировать, и украинский бизнес понимает, что все это не шутки».
По мнению эксперта, досмотр российскими пограничниками судов, следующих через Керченский пролив, полностью соответствует нормам международного права, и вряд ли на Западе услышат жалобы Киева.
«Все эти корабли проходят не просто через территориальные воды России, но и под стратегическим объектом, под Крымским мостом», — напомнил Сергей Ченнык.
В Киеве явно не ожидали такого жесткого ответа на недружественные действия в отношении России.
При этом ряд киевских политиков и экспертов предложили действия, напрямую ведущие к эскалации напряженности в Керченском проливе. Так, украинский адмирал запаса Игорь Кабаненко заявил, что «Украине стоит готовиться к организации конвойного сопровождения судов и блокаде Керченского пролива со стороны России».
«Нам надо быть готовыми к различным негативным сценариям, вплоть до блокады прохода судов Керченским проливом в Мариуполь и Бердянск», — заявил отставной адмирал в интервью украинскому изданию «Обозреватель», — Необходимо конвойное сопровождение наших судов военными кораблями. В этом случае любые меры по задержанию или досмотру судов конвоя будут квалифицироваться как нападение на военный конвой, то есть акт агрессии, с соответствующими правами и обязанностями военных кораблей по её отражению».
Однако вряд ли Киев пойдет на столь откровенно провокационные меры, которые неизбежно обернутся большими проблемами для самой Украины. Скорее всего, провокация в отношении российского сейнера «Норд», как и «громкие» заявления украинских политиков и чиновников о захвате российских судов и закрытии украинских портов для России были всего лишь проверкой реакции Москвы на подобные действия. Теперь, когда в Киеве увидели эту реакцию, и осознали, что на поддержку Запада надеяться не приходится, здесь, вероятнее всего, просто «свернут» провокационные акции в отношении России, и предпочтут сделать вид, что «ничего не случилось».
Петр Сергеев