Контракт раздора

Фото: unisolidarity.ru

12 февраля 2017 16:41:21

2896

Санкт-Петербургский государственный университет, основанный Петром Великим 8 февраля 1724 года — старейший ВУЗ России.

Его первыми ректорами были такие светила, как историк и этнограф академик Миллер, и «русский да Винчи» Михаил Ломоносов.

Сегодня СПбГУ – это более 30 тысяч студентов, 13 тысяч сотрудников, почти 6 тысяч преподавателей, среди которых 1500 докторов наук и почти 3 тысячи кандидатов наук, более 40 академиков и более 300 кафедр.

Среди выпускников университета   семь лауреатов Нобелевской премии, множество академиков отечественных и международных академий. Словом, славы и прекрасных традиций у университета хватает.

Но с недавних пор в Санкт-Петербургском государственном университете обострилось противостояние между руководством ВУЗа и профсоюзом «Университетская солидарность». Впрочем, проблема эта не такая уж и новая — такие же претензии к ректорату «профсоюзники» предъявляли еще в 2015 году. 

«Яблоком раздора», по мнению активистов профсоюза «Университетская солидарность», стала проводимая ректоратом «оптимизация» и кадровая политика университета.

11 февраля преподаватели и сотрудники СПбГУ, выступающие за сохранение и возрождение университетских традиций, провели при поддержке «Университетской солидарности» серию одиночных пикетов на Университетской набережной, перед знаменитым зданием Двенадцати коллегий и возле Манежа Кадетского корпуса.

«Мы провели эту акцию в преддверии начала работы официозного мероприятия СПбГУ, так называемого «Реюниона», на котором планировалось представить общественности «Потёмкинскую деревню» неких достижений университета», — рассказал оргсекретарь профсоюза «Университетская солидарность» Владимир Комов, —  «Между тем, там ни слова не было сказано о подлинных проблемах университета. А проблем у нас хватает. Это и непомерно раздутая администрация, и полное отсутствие демократии, и сокращение обязательных программ, и «рейтингобесие» с зарубежными наукометрическими базами.  Имеются и факты административного преследования и увольнения сотрудников, несогласных с «эффективными менеджерами» и их взглядами на перспективы развития СПбГУ. Сегодня у нас заключают с преподавателями краткосрочные трудовые, в университете действуют унизительные в реальности схемы оплаты труда преподавателей.  Все это, в конечном счете, снижает качество образования».

Активисты, стоявшие в пикете 11 февраля, критиковали, планомерное, по их мнению, уничтожение факультетов, научных школ и классического образования в университете. Говорили и об увольнении действующей администрацией ряда ведущих и любимых студентами преподавателей,  а это, по словам пикетчиков, «уже прямое нарушение прав студентов на качественное образование».

В профсоюзе «Университетская солидарность» считают, что особенно остро эти проблемы коснулись естественнонаучных факультетов.

«Одним из основных лейтмотивов проведенных пикетов было недовольство репрессивной кадровой политикой ВУЗа и уничтожением университетской демократии посредством превращения факультетов университета в так называемые «институты», —  говорит Владимир Комов», — «Мы хотим разоблачить тотальную ложь администрации СПбГУ о якобы «высоких зарплатах» научно-педагогического персонала ВУЗа. По всем должностям реально существующие зарплаты в реляциях администрации завышены в два, а то и в четыре раза. Наши активисты, участвовавшие в пикете, потребовали от администрации прекратить репрессии против сотрудников, отменить решение ангажированной «Комиссии для изучения вопроса о создании Факультета географии и геоэкологии СПбГУ» и воссоздать полноценный Факультет географии и геоэкологии, прекратить лгать о высоких зарплатах и начать выплачивать действительно достойные зарплаты преподавателям, а также провести демократические выборы ректора СПбГУ».

Ну, насчет выборов ректора – это вряд ли получится: с 2008 года ректоры российских вузов не выбираются, а назначаются. Впрочем, в том же 2008 году нынешний ректор СПбГУ доктор юридических наук Николай Кропачев был избран на эту должность трудовым коллективом университета, а в 2014 году – уже назначен. 

Итак, одной из главных причин недовольства «протестантов» стали практикуемые в университете краткосрочные – на год – трудовые договоры с преподавателями. Напомним, что раньше все трудовые договоры заключались сроком на пять лет. А что думает по этому поводу сам ректор СПбГУ?

«Современный рынок труда предъявляет все более жесткие требования к специалистам, а значит, и к тем, кто их готовит, к преподавателям ВУЗов», —  пояснил свою позицию Николай Кропачев в интервью изданию «КоммерсантЪ», опубликованном 30 января нынешнего года, — «Никакой уравниловки в трудовых договорах быть не может. А значит, и продолжительность контракта, и зарплата должны определяться индивидуально. Сейчас в СПбГУ есть разные контракты, от годичных до бессрочных. Кстати, бессрочных контрактов, которые мы заключаем с учеными, имеющими особые достижения, нет больше ни в одном вузе России».

Конечно, ректор болеет за свой университет,  тем более что для Николая Михайловича это alma mater и, можно сказать, дом родной. Более того, Кропачев вполне допускает наличие «разнобоя» во мнениях о проводимых им реформах.

«У сотрудников СПбГУ есть разные мнения», —  признавал Николай Кропачев все в том же интервью «Коммерсанту», – «И далеко не всегда поддержка бывает абсолютной. Но разве вы встречали коллектив, где есть только одна точка зрения по всем вопросам? Я с такими не сталкивался…».

И все же, - как быть с претензиями, предъявляемыми сегодня к ректорату профсоюзом «Университетская солидарность»? Ведь и у пикетчиков, стоявших 11 февраля у стен университетских зданий, имеются свои «железные» аргументы. Да и университет для них – тоже не чужой.

Вот что писала на сайте профсоюза «Университетская солидарность» unisolidarity.ru доцент СПбГУ Василиса Перфильева еще 22 августа 2015 года.

«Срочные трудовые договоры – это то, что Международная организация труда называет «неустойчивой занятостью».  Цели ректора понятны: завтра Минобразнауки не утвердит контрольные цифры приема, и преподавателей придется сокращать. А если придется сокращать их массово, - это и скандалы, и затраты на компенсационные выплаты. И никто из преподавателей не рискнет настаивать на соблюдении Трудового кодекса, если он знает, что через год его не проведут по конкурсу «тайным волеизъявлением» Ученого совета. Хотя очевидно, что контракт на год невыгоден преподавателю, это «расхолаживает» людей, и выкладываться на занятиях со студентами они уже не будут, если знают, что через год с ними могут не продлить контракт. Где же тут «повышение качества образования»? Может ли формироваться научная школа в условиях годичных контрактов, когда многие преподаватели, живущие с семьями в служебных квартирах, в любой момент рискуют оказаться на улице? Ведь для них увольнение – настоящая катастрофа...». 

Масла в огонь дискуссии подливает и то, что опротестовать решение Ученого совета практически невозможно,  что наглядно продемонстрировали многие судебные заседания по «делам о контрактах». Все заканчивается тем самым «тайным волеизъявлением» Ученого совета,  и обосновывать это «волеизъявление» членам Совета не придется.

Сегодня многие в СПбГУ недобрым словом поминают подписанное Дмитрием Медведевым распоряжение российского правительства № 2620-р от 30 декабря 2012 года и последующую модификацию этого документа, который активисты «Университетской солидарности» называют не иначе как «дорожная карта развала образования». Именно это решение требует сократить 44 процента преподавателей, поскольку здесь утверждено соотношение преподавателей и студентов «один к двум».

«Этим пользуются и руководители нашего вуза», — пишет на сайте  unisolidarity.ru 22 августа 2015 года Василиса Перфильева, – «Несомненно, хитроумные вузовские администраторы придумают что-нибудь еще, чтобы легко и просто сокращать преподавателей».

Многие из пикетировавших университетские здания 11 февраля называли 2016 год «годом усиления репрессий» против активистов бывшего Факультета географии и геогеологии, включенного сейчас в состав Института наук о Земле. Сейчас «Университетская солидарность» требует восстановить этот Факультета в рамках СПбГУ.

«Все это создает механизмы для порабощения профессорско-преподавательского состава университета, и для перераспределения немалых средств, выделяемых государством на образование, в пользу окончательно потерявших всякую совесть «эффективных» менеджеров из сверхобюрократившейся администрации», —  обращается «Университетская солидарность» к членам профсоюза на сайте  unisolidarity.ru, — «Впервые во главу угла поставлены не наука и образование, и не интересы студентов и преподавателей, а закулисные махинации руководителей СПбГУ».

Как дальше будут развиваться отношения университетской администрации и профсоюза —  покажет время. Но уже сегодня ясно, что нынешнее противостояние никак не может быть полезным старейшему вузу страны. Остается надеяться, что стороны все-таки придут к консенсусу, и о Санкт-Петербургском государственном университете будут говорить не как о месте раздоров, а только как о знаменитой кузнице высококлассных специалистов.

И чем скорее – тем лучше. 

Сергей Антонов
Теги: Санкт-Петербургский государственный университет, СПбГУ, «Университетская солидарность»