«Мина замедленного действия». К увеличению турпотока после снятия ограничений ДФО может оказаться не готов
14 августа 2021 20:07:00
По словам экспертов, нерешенных проблем в реализации дальневосточных проектов оказалось удивительно много
Высокий спрос российского туриста на отдых в регионах Дальнего Востока особенно заметно вырос в условиях пандемии коронавируса, когда границы в мире были закрыты. ДФО привлекает все больше иностранных гостей, и поток их ожидаемо хлынет в регион после снятия ограничений. О потенциале Дальнего Востока как о туристическом кластере, способном вывести страну не только на экономически новый, но и статусный уровень, сегодня не говорит только ленивый. Однако, когда дело коснулось практических моментов в части реализации дальневосточных проектов, как выяснилось, проблем в отдаленном российском регионе намного больше, чем могло казаться на первый взгляд. Одной красивой природы для привлечения потока туристов – явно недостаточно.
Директор ФГУ «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник»Петр Шпиленок в рамках онлайн-сессии ВЭФ-2021 «Как превратить Дальний Восток в крупнейшего в Азии экспортера впечатлений» рассказал о Камчатке, ее приоритетах в плане туристической привлекательности, и о том, с какими проблемами сталкивается регион сегодня. Судя по его выступлению, вопросов гораздо больше, чем ответов:
«Безусловно, Камчатка неразрывно связана с экологическим туризмом. Но, на мой взгляд, сегодня делается слишком мало для того, чтобы это великолепное природное наследие стало доступно широко общественности. Да, в ближайшие годы на Камчатке появится аэропорт пропускной способностью 1,5 млн в год. Да, у нас строятся новые гостиницы, но зачем люди априори летят на Камчатку? Не в отеле же сидеть. Они летят за впечатлениями, увидеть дикую природу, своими глазами понаблюдать за медвежьей рыбалкой, увидеть извержение гейзера, подняться на вулкан, сфотографировать живых китов в их естественной среде обитания, одним словом, ощутить дыхание природы. А что делается, чтобы все это людям показать? Сейчас долину гейзеров посещает около 5000 посетителей, это при нынешней пропускной способности аэропорта 300 тысяч человек в год. А когда поток вырастет, что будет? Это мина замедленного действия. Если рассуждать с точки зрения комплексного турпродукта, мы сможем принять огромное количество гостей, но что мы можем предложить этому потоку с точки зрения комфорта? И в этом ключевая проблема. Есть федеральные территории, там все хорошо, схема отработана. Но даже сегодня, при относительно невысоком турпотоке, природные объекты находятся под сумасшедшей антропогенной нагрузкой. Что будет дальше? Проблемы связаны как с отсутствием инфраструктуры, так и с отсутствием вменяемого менеджмента со стороны тур компаний. А также, с тем, что региональные природные парки возле Петропавловска, куда устремляется основной поток гостей, просто не готовы ни инфраструктурно, ни с точки зрения кадров. Так как речь идет об особо охраняемых территориях, бизнесу в разрезе заключении концессионных соглашений туда заходить запрещено. То есть, инфраструктуру (те же туалеты, тропы и так далее), должно формировать государство. Но и оно не работает. Получается, в эти территории никто ничего не вкладывает. С одной стороны, у нас будут современный огромный аэропорт и гостиницы, а с другой, даже вопрос по утилизации мусора с удаленных территорий не решен до сих пор. А ведь это важно. Вывоз мусора настолько зарегулирован законодательно, что мы можем вывозить его только вертолетом, а это сумасшедшие расценки. Люди к нам поедут, конечно, за впечатлениями, но большинство захочет увидеть дикую Камчатку через призму комфорта, к этому, увы, мы не готовы. Сейчас пытаемся проработать алгоритмы решения, но это непросто, ведь речь идет о внесении поправок не только в региональное, но федеральное законодательство. Увы, даже приезд первых лиц страны в наш регион пока эти острые вопросы не снял.
Константин Шестаков, глава города Владивостока, смотрит на развитие дальневосточного туризма с оптимизмом. В рамках минувшей сессии, он отметил, что в этом году, как и в прошлых, юг Приморья и прибрежная полоса переполнены туристами из разных регионов страны. Он подчеркнул, что в 2022-м обновленный Владивосток ждет гостей из АТР.
«Сегодня мы разрабатываем все больше новых направлений, которые объединят регионы Дальнего Востока в части туризма, мы делаем акцент на массовом внутреннем и международном туризме. Есть отложенный спрос на Владивосток у гостей из Японии. И мы готовы стать точкой входа для путешествий в целый ряд стран. Если говорить о китайском рынке, здесь приоритетным потенциалом обладают наши амурские коллеги с их ресурсами», — перенаправил он мысль на Приамурье.
Екатерина Киреева, первый заместитель министра министерства экономического развития и внешних связей Амурской области, подхватила эстафету, отметив, что, хотя в Амурской области нет крабов, как в Приморье или на Сахалине, а вулканы потухли сотни миллионов лет назад, но региону есть куда развиваться и что показать туристу: «Сейчас в Амурской области строится международная канатная дорога, которая соединит Китай и Россию. Это уникальный, единственный в своем роде проект. К нам зашел крупный российский инвестор, готовый вложиться в строительство международного терминала. Конечно, мы движемся маленькими шагами, но это начало большого пути. Россия – уникальна страна, где каждый регион, как отдельная неисследованная вселенная. Это нужно использовать и развивать».
Екатерина Киреева подчеркнула уникальное географическое положение Приамурья, отметив, что, буквально в 700 метрах от здания правительства области расположена китайская граница.
«Я могу из окна своего кабинета помахать рукой китайским коллегам», — добавила она.
Благовещенск, как и Владивосток, долгое время был закрытым городом. Поэтому после открытия он ориентировался по большей части на ближайших соседей — китайских туристов.
«Сегодня мы понимаем, необходимо развивать туротрасль коллегиально, сообща и в комплексе с другими регионами ДФО, делать упор на общей инфраструктуре, — говорит Киреева. — Но, понятно, что в этой связи не обойтись без субсидированной поддержки со стороны региональных и федеральных властей, представителей бизнеса, готовых вкладываться в развитие внешнего туризма».
Генеральный директор ООО СЗ «ДаВинчи Групп» Алексей Исаков предлагает проанализировать туротрасль Приморья и сделать это через экономическую призму последних лет: «Конечно, туризм стал развиваться немного интенсивнее, но баснословные доходы в «копилку» региона не потекли. А ведь развитие туризма, как внутреннего, так и внешнего, должно сопровождаться сопутствующим пополнением казны. Да, мы увидели больше туристов на улицах. Да, стал меняться перечень товаров и услуг с ориентацией на туристов. Но для того, чтобы пошли большие доходы работать нужно по целому ряду направлений. С одной стороны, нужно менять облик города – переориентировать его с авто направленного, на пешего туриста, по примеру ведущих туристических стран. Здесь важны и знаки с указанием всего на английском (универсальном международном) языке, и наличие тротуаров и пешеходных переходов. Создавать точки притяжения в городе, куда будет интересно привозить туристов – видовые площадки, кафе и рестораны, набережные и прогулочные зоны, пешие маршруты и т.д. Работать с сувенирной продукцией, ориентированной на туристов – не секрет, что она у нас «застряла» на постсоветской эпохе, а мир движется вперед семимильными шагами. Туризм развиваем, а инфраструктура стоит на месте».
Экономист, заведующий научной лабораторией «Дальневосточный центр экономического развития» ДВФУ, бывший начальник комитета по инвестициям администрации города Владивостока Николай Матвиенко высказался о развитии туризма высказался так:
«С пандемией в моду вошли разговоры о развитии внутреннего туризма. О том туризме, которым надо было заниматься всегда, и уж тем более, в благополучные периоды. Начинать нужно было еще со школьных уроков истории и природоведения, именно в юном возрасте «потенциальные туристы» формируют желание у детей узнать свою родину получше. То есть, «готовь сани летом» — спрос на внутренние турпродукты нужно было «подогревать» со школьных лет. Уже не говорю о необходимости своевременно приводить в порядок те же пограничные переходы, которые продолжают отпугивать иностранцев. Вместо того чтобы приложить максимум усилий для того, чтобы россияне тратили деньги внутри своей страны, чиновники «развивали мегапроекты». Это как минимум недальновидно. Как итог: не надо ни на кого обижаться, и не надо искать виноватых. Сегодня внутренний туризм – «недотуризм, а российский въездной туризм — вовсе не российский. Обречённый тут на бесхозность, он эмигрировал и уже не первый год формируется из-за рубежа, управляется из-за рубежа, обслуживается из-за рубежа и там же за рубежом оседают все деньги, которые на российской земле он зарабатывает».