Отечественная авиация может перейти на водород
01 сентября 2021 15:37:00
Российский авиадвигатель «ВК-2500», применяющийся на вертолетах семейств «Миль» и «Камов», может быть переведен на водородное топливо в течение пяти лет
Об этом заявил генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (входит в Национальный исследовательский центр «Институт имени Н. Е. Жуковского») Михаил Гордин.
По словам топ-менеджера, соответствующая модернизация данного двигателя будет реализована совместно с «Объединенной двигателестроительной корпорацией». Сам процесс может занять пять лет, включая проведение всех работ и испытаний. Кроме того, в долгосрочной перспективе (после 2035 года), и по мере накопления достаточных знаний и научно-технического задела, возможно, и создание авиационного двигателя на криогенном водороде для российского самолета.
Опыт использования водорода в отечественной авиапромышленности имеется еще с советских времен. Еще в 1988 году на самолете-лаборатории «Ту-155» был установлен экспериментальный двигатель «НК-88», использующий в качестве топлива жидкий водород. Самолет выполнил серию успешных испытательных полетов. Летные испытания нового криогенного двигателя планируется провести на самолете-лаборатории «Як-40ЛЛ».
Стоит отметить, что создание двигательных установок на природном газе и водороде является общемировой тенденцией, направленной на «озеленение» привычных технологий и уменьшение вредных выбросов в процессе эксплуатации авиационной техники. Так, в прошлом году европейский авиаконцерн «Airbus» впервые представили сразу три концептуальных варианта пассажирских самолетов с двигателями на жидком водороде. Все три концепта носят кодовое название «ZEROe» (англ. zero emissions – «нулевые выбросы»). Это означает, что в атмосферу такие лайнеры не будут выбрасывать парниковых газов.
Арсений Котовский