Памятник Краснову: быть или не быть?

Фото: eaquilla.livejournal.com

14 февраля 2017 15:42:28

13331

Инициативная группа призвала Совет Федерации, депутатов Госдумы, Министерство культуры и Минобразования России демонтировать памятник казачьему атаману Петру Краснову в Ростове-на-Дону, и пресечь ознакомление школьников с экспозициями, посвященными казакам-коллаборационистам.

«Сегодня, 13 февраля 2017 года, накануне 74-ой годовщины освобождения Ростова-на-Дону от фашистских захватчиков (и их пособников), представители инициативной группы  из Москвы, Ростова-на-Дону и Краснодара  передали в федеральные и региональные ведомства образования и культуры, а также надзорные ведомства петиции с требованием демонтировать  памятник атаману П. Краснову и наложить запрет на посещение учащимися мемориального комплекса «Донские казаки в борьбе с большевиками» в станице Еланской Шолоховского района, его экспозиций и памятника атаману-коллаборационисту П. Н. Краснову», — говорится в заявлении общественного движения «Суть времени», — «Речь идет об экскурсиях учащихся в мемориальном комплексе «Донские казаки в борьбе с большевиками», который функционирует на территории Ростовской области (в станице Еланская Шолоховского района) с 2006 года».

Петицию, адресованную министру образования и науки РФ Ольге Васильевой, министру образования Ростовской области Ларисе Балиной и министру образования Краснодарского края Татьяне Синюгиной, подписали 50 общественных организаций и 46 деятелей науки, культуры, образования, представителей РПЦ и общественных деятелей из пятнадцати городов России, - Армавира, Астрахани, Волгограда, Зеленограда, Кирова, Краснодара, Москвы, Новороссийска, Новочеркасска, Пятигорска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Севастополя, Таганрога, Томска.

Второе требование инициативной группы к властям  — демонтировать памятник П. Н. Краснову в Ростове-на-Дону и провести экспертизу экспонатов мемориального комплекса.

Её подписали 53 общественные организаций и 52 работника науки, культуры, образования, представители РПЦ и общественные деятели из доброго десятка городов России.

«В январе 2017 года исполнилось 70 лет со дня вынесения приговора пособнику нацистов, казачьему атаману – коллаборационисту Петру Краснову», — пишут авторы петиции, —  «Прискорбно, что спустя годы, этого прислужника Гитлера, участвовавшего в формировании казачьих подразделений в составе вермахта и СС, почитают некоторые наши соотечественники. В нашей стране, ценою огромных усилий и жертв, спасшей мир от фашизма, не может существовать памятника предателю, сотрудничавшему с нацистской Германией. Мы считаем, что само существование подобной экспозиции и памятника П.Краснову является оскорблением памяти тех сотен тысяч казаков, которые доблестно сражались в рядах Красной Армии и внесли огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне».

13 февраля документ был передан председателю Совета Федерации РФ Валентине Матвиенко, председателю Госдумы РФ Вячеславу Володину, министру культуры РФ Владимиру Мединскому, губернатору Ростовской области Василию Голубеву, министру культуры Ростовской области Александру Резванову, председателю Законодательного Собрания Ростовской области Александру Ищенко, прокурору Ростовской области Юрию Баранову, и руководителю Следственного Управления по Ростовской области Юрию Попову.

Возможно, читатели помоложе и не знают, не ведают, кто такой атаман Краснов, и отчего это вокруг его имени вдруг разгорелся такой сыр-бор.

Между тем, Петр Николаевич Краснов – пусть и неоднозначная, но весьма заметная фигура русской истории первой половины ХХ века.

Выходец из старинного казачьего рода, генерал русской императорской армии, последний атаман Великого Войска Донского, политический деятель и автор более чем двух десятков романов, номинированный в 1926 году на Нобелевскую премию по литературе – все это Петр Краснов

Но и ярый поклонник Адольфа Гитлера и национал-социализма, бригадефюрер СС, и начальник Главного Управления казачьих войск Имперского управления Министерства восточных оккупированных территорий — это тоже Петр Краснов. 

После поражения «белого» движения в борьбе с большевиками, Петр Краснов эмигрирует в Германию, а с ноября 1923 года живет во Франции, где активно сотрудничает с белоэмигрантскими организациями, и даже создает «Братство Русской правды» для подпольной работы на территории Советской России.

Затем Краснов возвращается в Германию, и в 1936 году становится гражданином нацистского Третьего Рейха, и формирует казачьи подразделения, которые воюют против Красной Армии. В мае 1945 года Краснов попал в плен к англичанам, и 28 мая передан в австрийском Лиенце советской военной администрации вместе с 2400 казачьими офицерами, воевавшими на стороне фашистской Германии. Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила Краснова к смертной казни, и 16 января 1947 года он был повешен в Лефортовской тюрьме в Москве.

Можно по-разному относиться к деятельности Петра Краснова до Второй мировой войны. Можно оправдать его борьбу с большевиками, создание подпольных организаций и т.д., ну, были у человека свои политические взгляды, и отстаивал он их как мог, да и в те героические времена случалось еще и не такое.

Но вот оправдать сотрудничество Краснова с Гитлером, оправдать его участие в войне на стороне фашистской Германии, сможет разве только очень небрезгливый человек.

Как оказалось, «небрезгливых» у нас хватает и сегодня.

Уже в годы перестройки в государственные органы не раз обращались отечественные и зарубежные националистические и монархические организации, просившие реабилитировать генерала (или бригадефюрера, это кому как больше нравится – прим.авт.) Краснова.

К делу реабилитации Краснова привлекали даже депутатов Госдумы от «Единой России». Так, 17 января 2008 года депутат-единоросс Виктор Водолацкий инициировал создание целой рабочей группы по реабилитации Петра Краснова. Правда, депутат вовремя одумался, как, кстати, и Совет Атаманов Всевеликого Войска казачьего,  и сказал, что «факт сотрудничества Краснова с Гитлером в годы Второй мировой войны делает совершенно неприемлемой для нас идею его реабилитации».

И до памятников тоже дошло. В 1994 году в Москве, на территории Храма Всех Святых, был установлен памятник Краснову и еще нескольким казачьим генералам. Памятник пышно назывался «Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса казачьего стана, казакам 15-го кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество». 

Именно так, с маленькой буквы, и Вера, и Отечество… Правда, 8 мая 2007 года, накануне Дня Победы, мемориальная плита на памятнике была разбита.

В 2014 году, к столетию начала Первой мировой войны, здесь установили новую плиту с короткой надписью: «Казакам, павшим за веру, Царя и Отечество». Правда, имен Краснова, Шкуро и прочих «героев» там уже нет — их заменили именами генералов Русской императорской армии Н.М.Ремезова и П.А.Плеве.

Но на этом история с памятниками Краснову только начиналась.  

4 августа 2006 года в станице Еланинской Шолоховского района, на территории частного дома, был торжественно открыт мемориал донским казакам,  в том числе, и воевавшим на стороне фашистской Германии.

В центре мемориала стояла большая четырехметровая фигура атамана Краснова. Тогда в дело вмешались местные правоохранители. 30 июля 2008 года прокуратурой Шолоховского района по запросу коммуниста-депутата Госдумы Николая Коломейцева было возбуждено уголовное дело. По мнению прокуратуры, имелись все основания к сносу памятника Краснову, поскольку «мемориал восхваляет проявление фашизма».

Но мемориал благополучно «дожил» до наших дней. Он и стал причиной нынешних протестов, петиций и пикетов противников увековечивания памяти предателя-Краснова.

Исчезнет ли мемориал Краснову с донской земли? Или у казака-бригадефюрера и сейчас найдутся защитники?

Наверное, ответы на эти вопросы мы узнаем в ближайшее время. Но, несомненно, здесь свое веское слово должно сказать государство.

Григорий Саркисов
Теги: памятник Краснову, Петр Краснов