Почти половина вкладов в рухнувших банках принадлежала пенсионерам
06 сентября 2019 11:04:00
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) изучило обязательства перед 1,6 млн вкладчиками 90 банков, для которых страховой случай наступил после 1 июля 2017 года: среди них больше всего граждан от 25 до 50 лет — 40,7%, но по размеру обязательств лидируют клиенты старше 60 лет — 47,8% сбережений, средняя сумма их вклада оказалась максимальной — 455 тыс. рублей
Об этом сообщают «Ведомости».
Эта группа преобладает и среди тех, кто обращался за выплатами не один раз: 54,3% таких вкладчиков старше 60 лет; самое большое количество рискованных вкладчиков со счетами выше застрахованных 1,4 млн рублей также оказалась среди тех, кто старше 60 лет (5,9%).
Это объясняется тем, что в старости люди более склонны к накопительству, а молодежь живет яркой жизнью и много тратит, а также для банков, столкнувшихся с проблемами, средства пенсионеров — прекрасный источник фондирования: они реже расторгают вклады досрочно.
Размещая средства, люди конечно учитывают госгарантии, однако при выборе банков очень реагируют на ставки и это касается всех возрастных категорий, признает представитель АСВ. При этом можно предположить связь ставок с возрастными группами.
«Люди старшего возраста, как правило, менее финансово грамотны и реагируют на высокие ставки банков. А где высокие ставки, там и риск, так как по более рисковым финансовым операциям, как правило, более высокая прибыль. Однако в погоне за прибылью можно прогореть, так как высокоприбыльные операции вроде биржевых, как правило, высоко рискованны. Пенсионеры же из-за низкой финансовой грамотности часто покупаются на высокие ставки. Так, например, бабушка одной моей знакомой (копившая средства всю сознательную жизнь) на полном серьезе предлагала переложить деньги из Сбербанка в маленький неизвестный банк, но под более высокие проценты, начитавшись его рекламы. Яркие картинки, заманчивые обещания золотых гор и доверчивые граждане верят таким банкам. Пенсионеры порой не разбираются в таких понятиях как ликвидность, финансовая устойчивость и т.д. Люди старшего поколения росли в советское время, и часто рыночные реалии им чужды. Мне кажется, социальным учреждениям надо работать с такими категориями как пенсионеры: проводить курсы финансовой грамотности и объяснять в доступной форме, что не всей рекламе можно доверять», – сказала «Гражданским силам.ру» аудитор консалтинговой компании Светлана Проскурикова.
Сергей Путилов