Президент РАН: Нужно отказаться от системы ЕГЭ
04 апреля 2018 11:52:02
Президент Российской академии наук Александр Сергеев призвал отказаться от системы единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Такое заявление Сергеев сделал, выступая на Московском экономическом форуме. По мнению ученого, практика ЕГЭ фактически разрушила систему образования в средней школе.
В Минобрнауки заявление Сергеева было встречено в штыки.
Глава ведомства Ольга Васильева, комментируя предложение об отмене ЕГЭ, отметила, что эта методика разрабатывалась и совершенствовалась годами. Пресс секретарь министра Андрей Емельянов и вовсе предложил не «раскачивать лодку» сейчас, когда идет активная фаза сдачи ЕГЭ, поскольку это может привести к «излишнему волнению и стрессу школьников».
В Российском союзе молодежи, призвали Васильеву «воздержаться от политических спекуляций на тему ЕГЭ», говорится в сообщении, размещенном на сайте организации.
Между тем, в своих возражениях против ЕГЭ президент РАН не одинок. В марте 2018 года депутаты от ЛДПР внесли в Государственную думу проект закона, отменяющего систему ЕГЭ и возвращающего старый формат итоговых школьных экзаменов. Авторы законопроекта указывают на то, что система ЕГЭ не оправдала возлагавшихся на нее надежд, не смогла обеспечить «эффективную и беспристрастную проверку знаний выпускников», а проведение ЕГЭ требует «значительных расходов» государственного бюджета.
Критики ЕГЭ указывают на оболванивающее воздействие этой методики на учащихся. Вместо развития творческих способностей ЕГЭ заставляет учеников зазубривать ответы на вопросы, лишая их возможности расширять кругозор по той причине, что подготовка к заучиванию на попугайский манер поглощает массу времени и сил.
«Каким бы умным и эрудированным не был ученик, это еще не гарантия того, что он сдаст ЕГЭ. С другой стороны те, кто успешно сдал этот экзамен порой не знают простейших вещей в смежных областях, обладают низкой эрудицией, не могут поддержать разговор. По той лишь причине, что это не спрашивают на ЕГЭ. Система тестов не способствует развитию логики, творческих процессов. Даже при написании сочинения требуется использовать специально зазубренные фразы. Если пишущий сочинение их не употребляет, то ему снижают баллы. При том, что требуется на подготовку много сил и времени. Например, я за три года до выпуска начала заниматься с репетиторами, чтобы подготовиться к ЕГЭ. Времени для изучения дополнительной литературы, хотя бы немного отклоняющейся от жесткого набора вопросов ЕГЭ уже не хватает», — сказала «Гражданским силам.ру» ученица десятого класса московской школы Екатерина С.
Недовольны не только ученики. По мнению президента РАН, оцениваться должно творческое начало школьника. В результате замены полноценного экзамена тестами, исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа.
«Страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало», — полагает Александр Сергеев.
С 2009 года ЕГЭ служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз и проводится по 14 общеобразовательным предметам. Обязательные для получения аттестата об окончании школы экзамены — по русскому языку и математике. Ежегодно ЕГЭ сдают около 750 тысяч выпускников. Получат ли возможность учиться в вузах, а значит толкать отечественную науку вперед действительно способные и креативно мыслящие парни и девушки, во многом зависит от того будет ли демонтирована система ЕГЭ. Последняя вызывает нарекания уже вплоть до РАН. Однако, в Минобрнауки заявляют, что твердо намерены не отступать этой системы экзаменов.
Сергей Путилов