Протест входит в моду?
06 апреля 2017 16:18:03
По данным опросам «Левада-Центр», протестные акции оппозиционера Алексея Навального одобряет 38 процентов россиян, сообщает газета «Ведомости».
Столько же респондентов уверены, что людей заставила выйти на улицу тотальная коррупция и ухудшающееся социально-экономическое положение в стране.
О протестных акциях 26 марта хорошо осведомлено более 60 процентов опрошенных. Тревожный сигнал для кабинета министров: если рейтинг президента Владимира Путина по-прежнему остается очень высоким, то рейтинг премьер-министра Дмитрия Медведева продолжает падать и опять упал на 10 процентных пунктов, а рейтинг правительства снизился еще на 6 процентных пунктов. Любопытно, что ни сам премьер, ни его советники в правительстве никак не комментируют эту информацию. Возможно, господин Медведев опять ушел кататься на лыжах…
Примечательно, что сегодня интерес к митингам и другим протестным акциям не так велик, как в 2011-2012 годах. Правда, социологи отмечают рост популярности протестных действий: если в разгар «крымской весны» 2014 года наученные горьким опытом украинского майдана россияне в основном отрицали эффективность протестных акций, то сегодня протестное движение поддерживают до 50 процентов россиян.
Пика достигла и популярность А.Навального.
«Если в апреле 2011 года о нем знали только 6 процентов россиян, а 2 процента готовы были поддержать его акции, то сейчас Навального знают 55 процентов респондентов, а десять процентов опрошенных заявили, что готовы за него проголосовать», —комментирует результаты опроса заместитель директора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин, —«Пока мы констатируем наступившее равновесие между противниками и сторонниками протестных акций, но если власть не перейдет к контрмерам, число сторонников протестных акций может достаточно быстро вырасти».
Вместе с тем, большинство политологов считают, что пока рано говорить о формировании новой протестной волны, сравнимой с ситуацией 2011-2012 годов. Однако вряд стоит забывать о том, что сейчас наблюдается спад мобилизации населения по сравнению с временем «крымской весны» 2014 года, а социально-экономическая ситуация в стране если и улучшается, то крайне медленно и малозаметно для подавляющей части населения.
Пока от протестов Навального выигрывает в основном системная оппозиция, которой достаточно просто усилить протестную риторику и оседлать несколько протестных акций, например, в связи с программой сноса «хрущевок» в Москве. Навальный же в обозримом будущем не сможет набирать на выборах более 3 процентов, поскольку апеллирует в основном к молодежи, которая ходит на выборы не так активно, как люди старшего поколения. Рассчитывать на поддержку интеллигенции Навальный тоже не может, эта часть электората быстро разобралась в его истинных намерениях, и за Навальным не идет уже сегодня.
Разумеется, это не означает, что у А.Навального и его сторонников нет никаких шансов на успешную избирательную кампанию на предстоящих муниципальных выборах. И если Кремль не начнет активную контрпропагандистскую работу уже сегодня, завтра количество сторонников Навального может резко вырасти.
Навальный прекрасно понимает, что прекращение «громких» акций сразу отбросит его в политическое небытие. Чтобы не выйти в тираж, ему придется и дальше организовывать и возглавлять акции подобные тем, что прошли 26 марта. В противном случае Навального просто забудут на Западе, да и финансировать малопопулярного политика никто не станет.
Пока поддержка Запада Навальному обеспечена.
Сегодня Европарламент на заседании в Страсбурге принял резолюцию в его поддержку , и потребовал освободить и его, и его сторонников, задержанных в ходе несанкционированных акций 26 марта и 2 апреля. Более того, Европарламент требует снять все обвинения и с Навального, и со всех задержанных в ходе незаконных мартовских митингов и шествий.
Эта поддержка вполне закономерна: Навальный сделал свое дело, и по всем западным каналам прошла телекартинка «жестокого разгона демократических митингов в России». Под такую картинку можно сколько угодно говорить и об «антидемократическом режиме Кремля», и о «демонической роли Путина», и, заодно, рассуждать о «дестабилизирующей роли России в Сирии». Навальный, таким образом, становится одним из медийных факторов, позволяющих Западу изображать Россию как некую «империю зла», и делать все для того, чтобы превратить нашу страну в «изгоя свободного мира».
Если Кремль сегодня не начнет активно разъяснять это россиянам, используя все возможные информационные каналы, протестные акции, организованные опытным демагогом Навальным, получат качественно новую форму и содержание, при сохранении нынешней социально-экономической ситуации в стране, противостоять таким протестам будет все труднее, а ужесточение внутренней политики Кремля (в том числе и по отношению к любым «протестантам») даст Западу повод говорить уже не только об усилении антироссийских санкций, но и о необходимости международной изоляции России по «северокорейскому варианту».
Если это произойдет, значит, Алексей Навальный сделал свое дело.
Иван Сидоров