Расчеты между Россией и Турцией в нацвалютах могут осуществляться при соблюдении нескольких условий
04 сентября 2023 17:41:00
Переход на взаимные расчеты в национальных валютах между Россией и Турцией возможен при хеджировании рисков и обеспечения сбалансированности торговли путем компенсации в другой более стабильной валюте, считают эксперты
Сегодня президент Турции Реджеп Эрдоган, который прибыл в Россию для встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, заявил о важности перехода на расчеты в национальных валютах в отношениях двух стран. Однако турецкая лира отличается высокой нестабильностью, за год она теряет более половины своей стоимости. Рубль тоже подвержен существенной девальвации. Нестабильность обоих валют способна существенно затруднить двусторонние расчеты в них.
«Переход на национальные валюты в условиях, когда международные валюты используются в качестве инструмента политического давления, это требование времени. Другого выхода нет. Это позволяет снизить зависимость от других внешнеэкономических обстоятельств. При этом для минимизации валютных скачков в этом случае должен применяться традиционный инструмент хеджирования. И здесь важны положения контракта, где курс лучше фиксировать на дату поставки. В таком случае снижается риск обесценивания валют. Если же возникает дисбаланс во внешней торговле двух стран, то эта разница должна компенсироваться той валютой, о которой договорились стороны. Это может быть, например, китайский юань», — отметил в разговоре с изданием «Гражданские силы.ру» доктор экономических наук Иосиф Дискин.
Хеджирование – это операция как бы с обратным знаком, которая позволяет убрать риск изменения курса валют. Например, в момент поставки Россия должна расплатиться с Турцией лирами, для этого РФ должна купить лиры за рубли на бирже. Чтобы избежать риска проигрыша от того, что лира к тому моменту укрепится, с третьим контрагентом заключается другая сделка на ту же сумму и дату, но уже на продажу лиры. Таким образом, при изменении курса в любую сторону не возникнет ни проигрыша, ни выигрыша. К слову, именно на этом построена природа фьючерсных контрактов.
«Но главное, что нужно создавать клиринговую систему на уровне БРИКС. Это система многосторонних взаиморасчетов, в которую будет встроена стабилизирующая валюта, которая будет компенсировать остаток, образовывающийся при проведении всех взаимозачетов. Это может быть тот же юань, например», — пояснил Дискин.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев напомнил, что нечто подобное уже применялось в советское время внутри Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), действовавшего между странами социалистического лагеря.
«Этот опыт уже есть, и если исключить государственное регулирование внешнеторговых отношений, которое тогда применялось, то эта модель применима и к рыночным отношениям. Изначально в СЭВ использовалась именно система взаимозачетов. Но потом для балансировки внешней торговли стали использовать общую надвалюту – так называемый переводный рубль. Точно по такому же принципу может быть создана единая валюта БРИКС. И тут вопрос техники, который при грамотном подходе и на основе двадцатилетнего опыта СЭВ можно решить буквально в течение полугода. После того, как появится подобная система многосторонних взаимозачетов и общая, признаваемая участниками блока валюта, сложности взаиморасчетов на уровне участников БРИКС или каких-то двух стран, например, России и Турции, вообще исчезнут», — отметил экономист.
Ранее «Московская газета» писала о темах, которые Эрдоган, скорее всего, будет обсуждать на встрече с Путиным.
Андрей Мединский