Российско-иранские отношения: названы перспективы развития транспортных коридоров

Российско-иранские отношения: названы перспективы развития транспортных коридоров freepik/ travel-photography

07 февраля 2023 18:30:00

1364

В сложившейся геополитической ситуации Иран и Россия сближаются. Масштабные инфраструктурные проекты для обеих стран крайне важны, а их реализация – часть взаимовыгодного партнерства. Кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин в интервью изданию «Гражданские силы.ру» рассказал о перспективах отношений с Ираном?

— Сергей Булатович, расскажите о взаимоотношениях Ирана и России, о наиболее приоритетных проектах?

— Отношения между Россией и Ираном исторически были непростыми, как, пожалуй, у любых держав, которые соседствуют друг с другом на протяжении тысячелетий. Были и пограничные конфликты, и войны, но в основном поддерживали добрососедские отношения. В последние годы у стран стабильные общие интересы: поддержание безопасности в прилегающих регионах (территории Каспийского и Чёрного морей, Ближний Восток, Средняя Азия, Кавказ), экономическое развитие регионов и противодействие западным санкциям.

В связи с усилением антироссийских санкций увеличилась и необходимость интеграции Ирана и России. Исламская республика уже десятилетия находится под санкциями США и других стран НАТО, но научилась их обходить и преодолевать.

— Международный транспортный коридор должен стать альтернативой морскому пути. Ожидается, что перевозки российских грузов по нему и поставки из других стран значительно возрастут.

— В настоящее время основные морские пути в Евразии проходят от Европы по Балтийскому морю, Северному морю, через Ла-Манш, Средиземному морю через Суэцкий канал, Красному морю, Индийскому океану, вдоль побережья Индии, Китая, стран Юго-Восточной Азии. Этот маршрут составляет более 24 000 км и подвергается опасности пиратства, потенциальным угрозам блокирования со стороны стран НАТО. Такая ситуация требует разработки альтернативных маршрутов, одним из которых может быть Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг». Это мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов общей протяженностью от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей) 7200 км. Его планируется использовать для грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море), и далее в Северную и Западную Европу. Развитие МТК осуществляется в соответствии с Транспортной стратегией РФ до 2030 года. Это одно из приоритетных направлений транспортной политики России. Международный коридор пройдет через водные маршруты Волги и Дона, в том числе Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы и железнодорожные пути.

— В чем преимущества такого маршрута?

— По сравнению с другими маршрутами путь через МТК «Север – Юг» короче. Например, если оценить морской маршрут через Суэцкий канал, то расстояние перевозок через МТК сократится в два и более раза. При этом стоимость транспортировки контейнеров из Ирана или Индии в Северную Европу будет существенно ниже, чем по морскому пути. На нынешнем этапе «Север-Юг» работает преимущественно в направлении с юга на север для доставки товаров из Индии в Россию. Ориентировочная пропускная способность после модернизации составит до 15 млн тонн груза в год.

— С Ираном обсуждается и строительство судоходного канала в Персидском заливе. Насколько этот проект эффективен?

— Судоходный канал от Каспийского моря до Персидского залива — важный геополитический и экономический проект. Его общая протяженность около 700 км, в том числе по фарватерам рек Ирана. Канал обеспечит выход России и других Каспийских стран в Индийский океан. Для транспортировки грузов этот водный путь вдвое короче традиционного маршрута через Турцию и более безопасен, т.к. не может быть заблокирован третьими странами. Проекты Международного транспортного коридора и канала в Персидском заливе могут быть организованы и по отдельности. Их совместная реализация даст синергический эффект, значительно усилив друг друга.

— Считаете ли вы значимой точкой взаимодействия Ирана и России строительство Транскаспийского газопровода?

— Строительство Транскаспийского газопровода признано приоритетным проектом в Евросоюзе в 2019 году. Газопровод предусматривает поставку газа из Туркменистана в Турцию и далее в Европу, поэтому в нем не заинтересована ни Россия, ни Иран.

Справка

В 2018 году между государствами, расположенными на побережье Каспийского моря, (Азербайджанская Республика, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Российская Федерация и Туркменистан) подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Согласно документу проложить трассу для подводных кабелей и трубопроводов без согласования между странами невозможно. Но некоторые лоббисты считают, что достаточно согласовать проект с одной стороной, через дно которой будет проведен кабель.

Объем торговли между Россией и Ираном за период с января по октябрь 2022 года составил $4 млрд. Это выше товарооборота за весь 2021 год. Экспорт вырос на 27%, импорт – на 10%. Причиной повышения торговли стали западные санкции.

Надежда Кузьмина
Теги: Россия, Иран, перспективы, коридоры