Россияне затягивают пояса

Фото из открытых источников

07 февраля 2019 17:57:01

6010

Снижение реальных доходов, сомнительные перспективы на рынке труда и разгоняющаяся инфляция вогнали россиян в потребительский пессимизм.

За четвертый квартал 2018 года индекс потребительского доверия жителей РФ опустился с 67 до 65 пунктов, свидетельствует исследование The Conference Board и Nielsen.

Это худший показатель с 2016 года, когда было достигнуто дно кризиса. Предприниматели жалуются на сокращение продаж и стоимости среднего чека, и удивляться тому, что люди стали меньше покупать, не приходится, учитывая суровые экономические реалии.

Количество респондентов, предвкушающих личное финансовое благополучие, сократилось на 1 процентный пункт, до 30%. На столько же (с 19% до 18%) с октября по декабрь снизилась доля россиян, с оптимизмом оценивающих свои возможности на рынке труда. Мрачные настроения по поводу худеющих кошельков и дальнейших перспектив отразились и на покупательской активности. Доля потребителей, у которых отсутствуют «свободные деньги» и которые вынуждены тратить весь доход лишь на базовые потребности, за октябрь-ноябрь выросла с 19% до 23%. Число россиян, имеющих возможность покупать новую одежду, упало с 36% до 32%. Да и могло ли быть иначе, если по данным Росстата, в 2018 году реальные доходы населения сократились на 0,2%? Сокращение доходов на протяжении пяти последних лет привели к ухудшению индекса потребительской активности по итогам прошлого года. 

По оценке экспертов  The Conference Board и Nielsen доля россиян, обеспокоенных ростом цен на продукты, в последнем квартале прошлого года увеличилась сразу на 12 процентных пункта, до 35%. При этом, согласно опросу, экономить на еде вынуждено уже больше половины населения.

Сергей Путилов
Теги: кризис, инфляция, пессимизм, финансовое благополучие