Ручной режим или как закалялась свалка

Фото © «Ридус»

22 июня 2017 18:48:42

6314

История со ставшей уже легендарной свалкой в Балашихе, стыдливо именуемой «полигоном твердых бытовых отходов Кучино», подошла к счастливому концу.

15 июня во время «прямой линии» жители пожаловались на свалку, 22 июня президент России Владимир Путин распорядился убрать ее за месяц, и в тот же день волшебным образом прозревший подмосковный губернатор Андрей Воробьев побил все рекорды скорости, распорядившись убрать свалку уже с утра 23 июня.

Возможно обрадованные жители назвали случившиеся «чудом» и подумали «могут же когда захотят!»

Только «они», то бишь, чиновники, и не могут, и не хотят. И если бы не окрик разгневанного президента, не могли бы и не хотели бы еще как минимум до 2019 года. Или, как говаривал раньше Андрей Воробьев, до 2021 года. И суперсвалка, устроенная еще в 1964 году на месте глиняного карьера, еще долго отравляла бы жизнь обитателям Балашихи и жителям расположенной в двухстах метрах деревни Фенино.

Отравляла бы жизнь – в буквальном смысле.

Экологи утверждают, что высокотемпературное горение на свалках пластика, прежде всего, полихлорвинила, содержащего хлористые вещества, приводит к образованию диоксина. А это – яд, канцероген, заражающий и почву, и воду, и воздух. То есть, такое боевое отравляющее вещество, правда, замедленного действия: сразу не убьет, но с течением времени онкология обеспечена.

Но ведь кто-то же дал разрешение на строительство жилых многоэтажек рядом с этим поставщиком отравы. Да столько этих разрешений навыдавали, что сейчас даже Следственный комитет догадался, что «выдача разрешений на строительство домов вблизи полигона «Кучино» не соответствует законным нормам».

То есть, раньше – соответствовала.

А сейчас вот скоропостижно – не соответствует…

Скорее всего все подмосковные чиновники, начиная с губернатора, прекрасно знали об опасности свалки в Балашихе. Как знали они и о том, что эта свалка площадью более полусотни гектаров видна из Космоса. Несомненно, эти солидные господа были в курсе, что и Московская область давно превратилась в крупный мусорный полигон, и входит по этому показателю  в десятку самых неблагополучных регионов страны.

Все знали. И при этом рассказывали, что закрыть свалку ну никак невозможно. И разрешения на строительство жилых домов возле этого рассадника всякой дряни регулярно подмахивали.

Бесплатно, само собой.

Жители, конечно, протестовали, выходили на митинги, писали во все инстанции, включая Администрацию Президента, и полиция их разгоняла-задерживала, и даже объявивших голодовку насильно кормили, чтобы не померли.  

Все было бесполезно.

Люди кричали – власть молчала.

И если бы не «прямая линия» с президентом, на которую пробились-таки балашихинские страдальцы, этот мусорный воз и ныне был бы там же. Но вот – пробились. Но вот – президент осерчал, и дал приказ убрать свалку за месяц.

«И чтобы губернатор Воробьев меня услышал!», – строго сказал президент.

Что тут началось! Губернатор мухой полетел выполнять приказ.

«Свалка будет закрыта утром 23 июня!», – срочно сообщила губернаторская пресс-служба, – «Заявка на рекультивацию будет подана в правительство 22 июня! Закрытием свалки занимаются лично министр экологии Александр Коган и глава Балашихи Евгений Жирков».

Хуже того: губернатор Воробьев настолько осмелел, что предложил, в духе последних руководящих указаний, закрыть к «чертовой бабушке» все нелегальные свалки!

Конечно, здорово, что президент услышал отчаянный крик жителей Балашихи. А если бы они не кричали? Если бы не протестовали все эти годы? Глядишь, и на «прямую линию» с президентом не попали бы, и жила бы себе свалка «Кучино» и в 2018, и в 2019, и в 2010, и в 2021, и, может быть, даже в 2025 году…

Потому что не было бы «руководящих указаний».  И сегодня. 22 июня, не подавал бы губернатор Воробьев победные реляции Наверх о закрытии свалки уже завтра. И правительство привычно тянуло бы с заявкой на рекультивацию свалки в Балашихе. Как оно исправно делало все эти годы, пока народ криком кричал и плачем плакал.

Это что же получается? Всем, значит, по всяким местным вопросам надо прорываться на «прямую линию» президента? А не прорвешься – и шиш тебе без масла?

Вот, девушка из Апатитов из-за врачебной ошибки уже от онкологии помирает, и нет в тех Апатитах врачей-специалистов, и даже роддома нет. И все было шито-крыто, пока не пробилась девушка на «прямую линию». Тут же к ней лично сама губернатор прибыла, и прочее начальство на цырлах ходит, мол, теперь и больницу построим, и врачей будет хоть отбавляй, болей не хочу!

И что? Президент должен для порядка в стране каждый день «горячую линию» проводить?

Свалка в Балашихе показала не только наличие диоксинов в земле, но и отсутствие у власти умения управлять, и делать свое дело без окриков из Кремля.

Свалка в Балашихе показала, что власть не способна проводить реформы.

Свалка в Балашихе показала, что пресловутая «вертикаль власти» обернулась всевластием чиновников, привычно кивающих Наверх и так же привычно плюющих Вниз.

Также свалка в Балашихе показала, что у нас уже есть примеры гражданской и политической активности людей, заставляющих власть шевелиться и работать. Потому что власть не может долго держаться только на «закручивании гаек» и подготовкой славной Национальной гвардии к подавлению грядущих беспорядков.

А если власть не будет работать, беспорядки точно – грядут.

И лучше не доводить дела до русского бунта – бессмысленного и страшного.

Лучше – не дожидаться очередной «прямой линии».

Лучше – работать так, чтобы президенту не приходилось работать то за губернатора, то за мэра, то за главврача, а то и за начальника ЖКХ.

Получится ли сделать так, чтобы чиновник, наконец, сообразил, что голова ему дана не для того, чтобы в нее есть и носить на ней корону? Дойдет ли до больших, средних и малых начальников, что голова дана и для того, чтобы ею думать, и принимать решения, выгодные не чиновнику, а людям, всем нам, гражданам.

И, может быть, очень скоро наступит время, кто-то и впрямь снимет корону, засучит рукава – и начнет работать.

То-то будет золотое время!

Чем черт не шутит.

Игорь Петров
Теги: «Кучино», свалка, Балашиха, Андрей Воробьев