С какими проблемами столкнутся страны Европы из-за отказа от российских энергоносителей

С какими проблемами столкнутся страны Европы из-за отказа от российских энергоносителей freepik

23 июля 2022 15:35:00

1475

Швейцария заявила о возможных отключениях света в некоторых районах страны на 4-8 часов, пишет РБК. Эти отключения — крайняя мера плана по экономии электроэнергии и газа, разработанного в стране

Ранее швейцарские энергетики заявляли о возможных веерных отключениях электроэнергии, сообщили «Известия». Издание «Гражданские силы.ру» обсудило с экспертами энергетическую ситуацию в Швейцарии и в ЕС в связи с политикой отказа стран Запада от российских энергоносителей — нефти, газа, угля.

Отключения электроэнергии в Швейцарии напрямую не связаны с отказом от российских энергоносителей, сказал Изданию «Гражданские силы.ру» заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

«Швейцария в меньшей степени, чем Германия или страны Восточной Европы, зависит от поставок российского газа — отметил эксперт. — В Швейцарии всегда была достаточно диверсифицированная электроэнергетика с высокой долей атомных электростанций. Один из факторов, побудивших Швейцарию к нынешним мерам, — аномальный рост спроса на электроэнергию из-за жаркой погоды в Европе, спрос на нужды кондиционирования. Второй момент — низкая водность швейцарских рек, серьёзно бьющая по выработке электроэнергии. В последние годы энергетическая система Швейцарии не готовилась к тем перегрузкам, с которым ей сейчас приходится сталкиваться»

В целом, проблема, вызванная отказом от российских энергоносителей, перед Швейцарией стоит не так остро, как перед другими странами Европы — однако, это проблема для всего Евросоюза в целом, заметил собеседник.

«Ситуация в Германии, Венгрии и Словакии сложнее, чем в Швейцарии. Швейцария может договориться о поставках газа через Германию, Францию, Италию. А перед Германией, Италией, Францией возник вызов. Пути этих стран по преодолению кризиса будут разными, но можно выделить следующие общие тенденции: максимальное использование угля, отказ от «зелёной» повестки, которая будет сохраняться только формально, расконсервация угольных электростанций, увеличение импорта и добычи угля на собственных шахтах. Но, ключевым будет то, что европейские чиновники называют энергоэффективностью ограничение потребления энергии. Ограничение скорости автомобилей на автобанах, отказ от автомобилей в пользу общественного транспорта или перемещения пешком», — рассказал Сергей Кондратьев.

Германия и Италия — страны с большим и развитым промышленным сектором, отметил эксперт: он и пострадает в энергетическом кризисе, что приведёт к конкурентной борьбе на мировом рынке.

«Европейская промышленность страдает из-за политических ограничений и из-за сверхвысоких цен на газ, в пределах 2000 долларов за 1000 кубических метров (ещё 2 года назад стоимость газа в 300-400 долларов за 1000 кубов считалась сверхвысокой) — рассказал Сергей Кондратьев. — Это очень серьёзный вызов для европейской промышленности. Последние 2 года мир живёт в условиях разрыва логистических цепочек, сбоя поставок. Эти сбои будут только нарастать, заказы — отменяться или откладываться. В целом, для мировой экономики это плохой сигнал. Но для конкурентов европейских компаний это будет выгодно, в первую очередь, для Китая, Индии, отчасти для Кореи и Японии и, конечно, для США. США оказались в другом положении, чем Европа, энергетически они в более устойчивом, стабильном состоянии. Если говорить о США и Китае, эти страны получат шанс занять нишу, которую будут покидать европейские компании: изготовление оборудования для промышленности, производство металлов. США и Китай получат конкурентное преимущество, которое будут стараться использовать», — предположил собеседник издания «Гражданские силы.ру».

В отношении России баланс выгод и издержек от потери европейского рынка экспорта энергоносителей неоднозначен, считает Сергей Кондратьев — у российской экономики с высокой вероятностью появятся другие драйверы роста.

«Мы, конечно, потеряем долю рынка, поскольку не сможем перенаправить весь наш сырьевой экспорт на азиатский рынок, мы столкнемся с сокращением экспортных доходов. Хотя сейчас мы этого не чувствуем из-за рекордно высоких цен на газ. В целом, отмечу, что Россия в последние 15 лет абсорбировала высокие экспортные доходы в создание валютных резервов. Но в текущих условиях это накопление рискованно: резервы могут быть заморожены западными странами или находиться под рисками даже в тех странах, которые формально нам дружественны. Мы пока не можем гарантированно обеспечить сохранность этих денег или закупать за рубежом все необходимое оборудование. Запад при этом продолжает санкционное давление, сохраняя настрой на конфронтацию. Поэтому, возможно, смысла сохранять высокий экспорт нефти и газа в Европу для нас уже нет. Конечно, он останется одними из драйверов российской экономики: остаются азиатские рынки, они менее богаты и более сложные в освоении, но работать с ними можно. При этом будет возрастать несырьевой российский экспорт, экспорт агропромышленной продукции. России требуется транспортная инфраструктура, транзитные пути через Россию могут принести стране доход, также необходим ремонт городской, коммунальной инфраструктуры, это тоже может принести в экономику деньги. У России достаточно большой внутренний рынок», — заключил Сергей Кондратьев.

Менее оптимистичной точкой зрения поделился с изданием «Гражданские силы.ру» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

«Да, отключения электроэнергии в Швейцарии вызваны внутренними причинами, — согласился эксперт. — Но, с другой стороны, это частное проявление общего энергетического кризиса, назревающего в Европе. А если говорить о том, как отказ от российских энергоносителей может повлиять на российскую экономику... При правильном отношении Запада к созданию нефтяных и газовых резервов, при вкладывании средств в разработку новых месторождений — что ж, от наших энергоносителей, в этом случае, наверное, можно попробовать отказаться. В Германии называют такие сроки: экспорт российского угля на Запад прекратится в августе этого года, морские перевозки нефти — в феврале следующего года. Полностью перенаправить экспорт на Восток получится не сразу, особенно, если речь идёт о газе. На этом фоне могу спросить: вы что-нибудь слышали в последнее время о какой-либо масштабной программе новой индустриализации, которая осуществляется или разрабатывается в России? Я — нет. Так что на мой взгляд возможный отказ ЕС от наших энергоносителей действительно может стать проблемой», — сказал Станислав Митрахович.

Николай Васильев
Теги: Европа, электроэнергия, Швейцария, электроносители