Самолет Качиньского «убила» береза?

Фото: interfax.ru

11 января 2018 12:42:46

3482

В Варшаве назвали взрыв на борту причиной крушения самолета Качиньского, однако в Москве считают эту версию бездоказательной, и по-прежнему утверждают, что самолет президента Польши начал разрушаться уже на земле, после столкновения с березой.

«Комиссия Министерства обороны Польши считает взрыв на борту Ту-154М основной причиной авиакатастрофы под Смоленском, произошедшей в 2010 году», — говорится в сообщении, опубликованном вечером 10 января на сайте польского военного ведомства. Комиссия пришла к выводу, что «левое крыло воздушного судна было разрушено взрывом изнутри»; «источников взрыва было несколько», а «дерево, оказавшееся на пути самолета, не было причиной первичного разрушения левого крыла».

Эти утверждения приняты членами комиссии в качестве ключевых выводов технического доклада о причинах авиакатастрофы.

Самолет президента Польши Леха Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли. Среди 88 пассажиров злополучного рейса были Лех Качиньский и его супруга Мария, а также руководители более чем десятка ключевых государственных структур, высшие военные чины, депутаты польского парламента, включая двух вице-спикеров Сейма и вице-спикера Сената, известные в Польше общественные и религиозные деятели.

Президентский самолет был приписан к ВВС Польши, вели воздушное судно польские военные летчики.

Проведенным расследованием МАК и СКР было установлено, что причиной крушения стало решение экипажа самолета польского президента не уходить на запасной аэродром в условиях плохой видимости, а также отсутствие должной реакции и требуемых действий экипажа при многократном срабатывании предупреждения и команды системы раннего предупреждения о сближении с землей.

Однако сразу после катастрофы в Польше началась оголтелая антироссийская кампания, целью которой было доказать, что самолет польского президента был уничтожен российскими спецслужбами. Сначала в ходу была версия об «ошибке российского диспетчера в аэропорту Смоленска», потом в Варшаве взяли за основу версию взрыва на борту самолета.

Напомним, что ныне работающая комиссия при Минобороны Польши проводит ревизию результатов работы первой комиссии, представившей свой доклад еще 29 июля 2011 года. Согласно выводам первой комиссии, причиной катастрофы стало слишком быстрое снижение самолета в условиях плохой видимости, не позволившей завершить начатый маневр. К таким же выводам пришла и комиссия Международного авиационного комитета, опубликовавшая свой доклад 12 января 2011 года. По мнению МАК, «существенную роль в катастрофе сыграл факт психологического давления кого-то из представителей польского руководства на пилотов». Судя по аудиозаписям из кабины, от пилотов требовали приземляться на аэродром Смоленска как можно быстрее, несмотря на то, что летчики были против.

Эти выводы МАК и первой польской комиссии были в штыки встречены консерваторами из партии «Право и справедливость», потребовавшими создать вторую комиссию, которая и была основана 4 февраля 2016 года сторонником теории «российского следа» министром обороны Польши Антонием Мацеревичем.

Мацеревич еще до создания второй комиссии уверенно говорил о том, что самолет разрушился не в результате ошибки пилотов и плохой работы диспетчерских служб аэропорта Смоленска, а развалился еще в воздухе в результате «взрывов внутри». Эти «взрывы изнутри» польский министр обороны связывал с заговором против президента Качиньского, и утверждал, что в этой катастрофе надо искать «руку Москвы».

В России к версии Мацеревича отнеслись скептически.

«Если на борту были взрывы, а самолет-то откуда взлетел, из Москвы или из Варшавы?» —  цитирует ТАСС комментарий Владимира Путина версии «заложенной на борту бомбы», — «Значит, там, в Польше, бомбы и заложили?».

Впрочем, и в самой Польше «взрывную» версию Мацеревича принимали далеко не все. По данным социологических опросов, большинство жителей страны считают случившееся несчастным случаем, а иных взглядов на причины катастрофы придерживаются лишь около 20–25 процентов поляков. Позже главный вдохновитель второй польской комиссии, министр обороны Антоний Мацеревич, был отправлен в отставку, и казалось логичным, что после этого разговоры о «взрыве на борту» останутся разговорами.

Но польская комиссия продолжала работать, и привлекла к расследованию известного авиационного эксперта Фрэнка Тейлора, выводы которого и легли в основу заявления комиссии от 10 января, противоречащего ранее сделанным выводам комиссии МАК. 

По мнению Тейлора, крыло президентского самолета разрушилось до его удара о деревья.

Как сообщила 10 января на сайте польского Минобороны пресс-секретарь комиссии Марта Палонек, Тэйлор  сделал три вывода: левое крыло самолета было разрушено внутренним взрывом;  источников взрывов было несколько, что «подтверждается анализом последствий удара двери самолета о землю»; левое крыло было разрушено до того, как самолет ударился о кроны деревьев.

Эти заключения и были приняты комиссией в качестве основной версии.  

Правда, к таким выводам члены польской комиссии пришли задолго до этого.

«На основании данных, полученных комиссией по изучению причин авиакатастрофы, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский, сделан вывод о том, что президентский самолет начал разрушаться в воздухе», — цитирует «Gazeta Wyborca» одного из руководителей комиссии Казимежа Новачика, выступившего перед журналистами 15 сентября 2017 года, — «Части конструкции самолета упали на землю в 60 метрах перед березой, в которую врезался падавший самолет. При этом на многих фрагментах были следы огня и копоти».

По словам Новачика, на записях голосового самописца, фиксировавшего переговоры в кабине пилота, не слышно голоса командующего ВВС Польши генерала Анджея Бласика. Ранее сообщалось, что в кабине, кроме экипажа, находился посторонний, при этом называли как раз имя Бласика.

«Самолет Качиньского разрушился в воздухе в результате взрыва на борту», — резюмировал Казимеж Новачик.

Между тем, еще 10 августа 2017 года СКР посчитал безосновательными заявление польской правительственной подкомиссии о том, что разрушения крыла самолета Ту-154М имеют следы взрыва.

«При проведении сразу после катастрофы баллистической и взрывотехнической экспертиз никаких признаков воздействия на самолет взрывчатых веществ обнаружено не было», — цитирует Интерфакс официального представителя СКР Светланы Петренко, — «Российские и польские эксперты еще в 2011 году пришли к однозначному выводу, что именно столкновение с березой привело к началу разрушения воздушного судна, и никаких разрушений судна до столкновения с березой не было».

Интересно, что обломки польского лайнера хранятся на территории России в качестве вещественных доказательств по уголовному расследованию СКР, и, по словам Светланы Петренко, «никаких дополнительных осмотров или исследований обломков самолета польской стороной, в том числе членами новой польской комиссии по расследованию, с 2014 года не производилось».

Если это так, то остается лишь догадываться, каким волшебным образом члены польской комиссии и эксперт Тэйлор смогли прийти к выводу о «взрыве» на борту самолета.

Петр Сергеев
Теги: Лех Качиньский, Ту-154М, самолет, авиакатастрофа