США будут строже регулировать морскую торговлю
Фото © «Гражданские силы.ру»
20 февраля 2026 12:16:00
Администрация Дональда Трампа выпустила долгожданную стратегию США в море: Белый дом планирует радикально пересмотреть современную архитектуру морской торговли и своё место в ней
Реформа системы
Мировая экономика строится на самом выгодном и удобном способе доставки товаров – морских перевозках. Спустя столетия история выделила главные «судоходные нации»: среди них США занимают особый статус разработчика и координатора базовых правил судоходства. Спустя почти год республиканская администрация опубликовала свою новую «морскую стратегию» на десятилетия.
Исполнительный указ Дональда Трампа №14269 «Восстановление американского доминирования в морях» (Restoring America’s Maritime Dominance) от 9 апреля 2025 г. прямо провозглашает: «цель США – возродить отечественную морскую отрасль и рабочую силу для укрепления национальной безопасности и экономического процветания». Завершая архитектуру реформы, Вашингтон опубликовал 42‑страничный документ «Морской план действий США» (America’s Maritime Action Plan) – доктринальный документ и, как это называют некоторые пиарщики, «призыв к действию» (call to action).
Что затронут новые изменения?
Новые «правила жизни» морской торговли предлагается строить на 4-х столпах.
Во-первых, восстановление судостроительных мощностей США
Модернизация верфей и инфраструктуры – доки, краны, логистика – реализуется, в первую очередь, для возвращения Вашингтона в ряд мировых производителей при усиливающейся роли Пекина. Сюда же относят и создание «Морских зон процветания» (Maritime Prosperity Zones): особый фокус США на субсидиях, кредитах и грантах для обучения высококвалифицированного персонала. С помощью Фондов судостроительства (Shipbuilding Financial Incentives и MARAD Capital Construction Fund) Белый Дом создаёт стабильное финансирование для больших проектов на годы.
Во-вторых, Трамп применяет свои тактики внутренней политики на морскую сферу – реформы регулирования и госзакупок
Новые сборы на иностранные суда вводят совместно со «Связующей Стратегией» (Bridge Strategy). Дональд Трамп реализовывает логику тарифных войн и для судоходства: администрация радикально повышает сборы с судов, произведённых в Китае или гос. флота Пекина. В перспективе США повышают суммарные сборы на 60-180% по сравнению с традиционными ставками. Таким образом Трамп превращает доступ к американским портам в мощный инструмент политико-экономического давления – по образу и подобию «тарифной войны». На контрасте с внешними регуляциями условия американского флота, наоборот, улучшаются: борьба с лишней бюрократией закупок, синхронизация требований ведомств и смягчение норм Береговой охраны.
В-третьих, мир почувствует рост перспектив в морских специальностях – США проводят укрепление морской рабочей силы.
Исполнительная власть требует от Морской Академии США (USMMA) и шести государственных университетов (SMA) ликвидировать ремонтный долг, обновить учебные тренажёры и флот. Вашингтон требует увеличить приём студентов примерно на 20% к концу 2020-х гг. Для поощрения реформ Министерство транспорта расширяет список «Центры передового опыта» (Centers of Excellence) в сферах 3Д-печати, робототехнике и оборонным технологиям: первые пилотные программы в прибрежных колледжах уже показывают первые результаты.
Четвёртый шаг – повышение роли военной флота США в морской торговле.
Власти США продвигают «национализацию» перевоза грузов: в стратегию «MAP» входит новое правило – госзаказы и импорт обязаны использовать американский флот. Для этой большой цели Белый дом вводит льготы для компаний, строящих суда в Штатах. Пентагон тем временем расширяет программу «Готовый резерв» (Ready Reserve Fleet) – запас гражданских судов для кризисного или военного резерва вооружённых сил США. Новая программа «ART Framework» привлекает политических союзников к участию в инвестиционных проектах на $150 млрд. Также документ вводит арктическую стратегию: за 90 дней министерства должны обеспечить лидерство Вашингтона на новых северных территориях.
Ожидание и реальность
Красной нитью через все заявления и доктринальные документы США о морской стратегии проходят коммерциализация и противостояние Китаю. Если первое символизирует черту большой стратегии администрации, то второе – подтверждается реальными цифрами и представляет не менее реальную угрозу. Статистика подчеркивает производственный дисбаланс: США производят около 0,2% мировых судов, тогда как доля Китая – 74%. Пекин контролирует до 96% производства морских контейнеров и 80% рынка тяжелых портовых кранов, тогда как США – не производят этого вообще. Исходя из стратегии «MAP», инфраструктурное отставание Вашингтона расценивается как основной риск для, так называемой, «Морской промышленной базы» (Maritime Industrial Base). Ужесточение морского регулирования, включая сборы и преференции, становится способом гарантировать место американским судам и оборудованию в глобальной логистике.
Мнение экспертов
По мнению ведущего специалиста юридического отдела
ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» Елены Остапчук, американские власти намерены зарегулировать и так основанную на правилах США морскую торговлю. По стратегии Трампа, Вашингтон займёт те немногие правовые зоны, где американская юрисдикция была не настолько строгой, усиливая уже имеющиеся инструменты.
«Что нам показывает юридический анализ? Глубинная трансформация, которую США проводят под флагом «восстановления доминирования», носит не столько торговый, сколько процессуально-правовой характер. Вашингтон не просто строит стены на входе в порты, он перестраивает правовое поле внутри этих стен, создавая среду тотального юридического превосходства.
Сравнительный анализ подходов США и Китая через призму судостроения в контексте права выглядит ещё контрастнее. Китай делает ставку на масштабную институциональную поддержку и гармонизацию правил через международные модели (акцент, который поддерживают и в Германии). США же создают уникальные процессуальные преимущества. Они замыкают Западное полушарие через Межамериканскую конвенцию о международном коммерческом арбитраже (Панама, 1975), фактически формируя региональный юридический клуб, к которому такие страны, как, например, Россия, не имеют отношения.
Подводя итог, можно сказать, что морской план действий США – это не просто «призыв к действию» для судовой отрасли. Это юридическая доктрина, которая превращает американские порты в «крепости», где иностранный флот облагается «данью» (налогами), иностранные операторы рискуют арестом активов, а американские технологии получают тепличные условия», — сказала Елена Осапчук изданию «Гражданские силы.ру».
Арсений Канидьев

