«Танцы на костях» или почему поляки вдруг услышали на записи самописца звуки взрыва

Фото с сайта: discred.ru

15 октября 2017 15:02:01

4805

Польша заявила об обнаружении звука взрыва на самописце Ту-154.

«Польская комиссия нашла запись момента взрыва в записи бортового самописца Ту-154М, в котором погиб президент республики Лех Качиньский», — заявил министр национальной обороны страны Антоний Мачеревич на субботней встрече с председателями клубов «Газеты польской».

Как напомнил Антоний Мацеревич, о версии взрыва говорилось еще в подготовленном весной 2017 года отчете комиссии по расследованию катастрофы президентского ТУ-154М ВВС Польши, 10 апреля 2010 года потерпевшего крушение при заходе на посадку в аэропорту «Смоленск-Северный». На борту находились 96 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский с супругой, высокопоставленные польские военачальники и чиновники, летевшие на траурные мероприятия в Катыни. Все 88 пассажиров и восемь членов экипажа самолета погибли. 

«Тогда мы установили, что произошел взрыв, который в конечном итоге самолет уничтожил», — цитирует Антония Мацереввича «Газета выборча», — «Сейчас мы знаем намного больше, поскольку нашли в записи одного из регистраторов момент взрыва, и он был идентифицирован. Теперь мы занимаемся его анализом и исключением всякой возможности другой интерпретации этой электронной записи».

Между тем, еще в 2011 году Межгосударственный авиационный комитет опубликовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения самолета признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами были названы недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

«Следов воздействия взрывчатки на разбившемся польском Ту-154М не было», — говорится в опубликованном отчете МАК.

К таким же выводам пришла и первая польская комиссия под руководством экс-главы МВД Ежи Миллера, назвавшая причиной катастрофы снижение ниже дозволенного минимума президентского самолета, пошедшего на посадку, несмотря на густой туман. Однако польские власти не согласились ни с отчетом МАК, ни с выводами комиссии Миллера, и решили создать вторую, «правильную» комиссию, в которую вошло немало чинов Министерства обороны Польши.

Случайно или нет, но «взрывная» версия зазвучала после того, как в апреле крупнейшая в Польше оппозиционная партия «Гражданская платформа» внесла в Сейм предложение о вотуме недоверия министру обороны страны Антонию Мацеревичу.

«Мы, как и вся оппозиция, имеем множество претензий к министру обороны», — заявил тогда в эфире национального телевидения Польши лидер партии Гжегож Схетына.

Однако тогда парламент отклонил предложение оппозиции, и воодушевленный Мацеревич, сохранивший за собой пост главы польского военного ведомства, пообещал «раскопать истинную причину катастрофы самолета Качиньского».  

Неизвестно, что и где «копал» министр обороны Польши, но 9 августа польская комиссия, большинство в которой составляли военные, неожиданно нашла следы взрыва на обломках самолета Леха Качиньского

«На левом крыле лайнера обнаружены следы взрыва», — процитировало агентство Reuters сообщение пресс-службы комиссии об итогах заседания, прошедшего 25 июля, — «Многочисленные разрушения левого крыла самолета Ту-154М носят следы взрыва».

Вместе с тем, в сообщении не указано, были ли обнаружены следы взрывчатых веществ, и не выдвигалось никаких предположений о причине взрыва, якобы происшедшего на борту президентского самолета 10 апреля 2010 года.

Примечательно, что до этого в Варшаве о взрыве не говорили, делая упор на то, что во всем виновата российская авиадиспетчерская служба, которая якобы «неправильно вела» президентский самолет. Так, в марте 2015 года польская прокуратура обвинила двух российских авиадиспетчеров в «провоцировании крушения Ту-154М».

Однако, когда доказать вину российских диспетчеров не удалось, Варшава начала активно добиваться передачи обломков лайнера и материалов следствия. Эти обломки президентского Ту-154М находились  в России, и о проведении новых исследований фрагментов фюзеляжа в последнее время ничего не сообщалось.

8 июня Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета вновь заявила о том, что не выявлено никаких следов воздействия на борт взрывчатых веществ. 

Потом началась история с «тремя пропавшими секундами» в «черном ящике» президентского самолета.

В сентябре 2016 года в Польше был опубликован отчет об очередном расследовании «громкой» авиакатастрофы. В отчете утверждалось, что «самолет начал разрушаться в воздухе в 900 метрах от места падения, а с регистраторов пропали последние секунды записей».

«Как следует из окончательного отчета, в ходе работы Технической комиссии были проанализированы результаты баллистической и взрывотехнической экспертиз, представленных в комиссию Следственным комитетом России», — сообщил в интервью РИА Новости председатель комиссии Алексей Морозов, — «Никаких признаков воздействия на самолет взрывчатых веществ выявлено не было. Ни характер разброса обломков, ни их состояние не подтверждают версии взрыва на борту или разрушения судна в воздухе».

Алексей Морозов особо отметил, что «никакого исчезновения секундных фрагментов записи с бортовых самописцев Ту-154М, о котором говорят польские эксперты, не было».

Судя по опубликованным отчетам МАК, на этом воздушном судне было два параметрических самописца: штатный и эксплуатационный ATM-QAR польского производства, но установка последнего не была согласована с разработчиками самолета и системы регистрации.

Как подчеркивает Алексей Морозов, расшифровкой АТM-QAR занимались польские эксперты.

«Было установлено, что запись на нем прекратилась на 2,5 секунды раньше, чем на штатных самописцах», — пояснил в том же интервью РИА Новости председатель Технической комиссии МАК, — «Польский самописец не был аварийным, то есть защищенным, поэтому, после получения значительных повреждений, недостоверность или отсутствие информации на нем вполне объяснимы. Возможно, именно это и является источником информации о неких «исчезнувших» трех секундах».

По словам Морозова, расшифровка штатного защищенного параметрического самописца содержится в отчете МАК в полном объеме, и никаких «пропавших трех секунд» не было.

Возможно, теперь в Варшаве будут делать упор именно на эти, никем, кроме польских экспертов, не найденных «трех секунд», в течение которых, по версии польской стороны, «слышны звуки взрыва».

В Госдуме сочли, как минимум, странным заявление Польши о «записи взрыва» на Ту-154 Качиньского.

 «Странно, что после стольких лет в Польше заявляют об обнаружении записи момента взрыва в Ту-154, при крушении которого погиб президент республики Лех Качиньский», — сказал РИА Новости заместитель председателя думского Комитета по международным делам Алексей Чепа («Справедливая Россия»), — «Я не верю, что прошло столько лет, а теперь кто-то что-то вдруг находит. Да, конечно, это странно».

Парламентарий рассказал, что он имеет авиационное образование, и сам участвовал в работе комиссий по расследованию авиакатастроф.

«Если это данные с речевого самописца то момент касания самолета земли всегда будет сопровождаться звуком, похожим на взрыв, и речевой самописец запишет это как взрыв.  Я не знаю, кто и как это анализировал, эту пленку дешифруют специальные органы, и когда непрофессионалы говорят, что они что-то  «обнаружили», они должны сказать конкретно, кто обнаружил, что обнаружили, где обнаружили и как обнаружили. Так что, пусть поляки теперь расскажут нам об этом подробнее».

Не исключено, что новые «находки» польских экспертов призваны вновь реанимировать разговоры о причастности России к крушению самолета Леха Качиньского, что может спровоцировать очередную антироссийскую кампанию в Польше. Если это единственная цель подверженных русофобии нынешних польских властей, то они, как правоверные католики, могли бы вспомнить, что устраивать подобные «танцы на костях», как минимум, неприлично. 

Игорь Петров
Теги: Польша, Ту-154, Лех Качиньский, МАК