«СМИ в регионах стали сателлитами управлений информполитики»: эксперты прокомментировали опрос ФОМ о восприятии СМИ
28 августа 2020 19:32:00
Также прозвучало мнение, что в регионах журналистика практически «умерла»
Фонд «Общественное мнение» провел опрос общественного мнения об отношении к журналистам. Социологов интересовало восприятие профессии россиянами, и влияние журналистов на происходящие в стране и обществе процессы. Результаты опроса опубликованы на сайте ФОМ.
По мнению 44% участников опроса, журналисты сегодня пользуются уважением в нашем обществе. 40% полагают, что людей этой профессии не уважают. При этом 41% опрошенных считают, что журналисты оказывают положительное влияние на жизнь страны, а 20% оценивают это влияние как негативное. 23% респондентов заявили о том, что для них влияние журналистов на происходящее незаметно.
Из представителей профессии наибольшим уважением у опрошенных телеведущие Владимир Соловьёв (7% опрошенных) и Ольга Скабеева (4% опрошенных). Владимир Познер, Евгений Попов и Юрий Дудь набрали по 2% симпатий респондентов.
Уровень профессионализма большинства журналистов респонденты оценили по-разному. Так, 47% опрошенных считают, что уровень журналистики за последнее время не изменился, 26% думают, что он скорее повысился, а 16 % уверены, что понизился.
45% считают, что информация в СМИ подается скорее объективно, а 42 % полагают, что население информируют скорее необъективно. При этом большинство опрошенных (14%) назвали «честность» и «объективность» в числе качеств, приобретаемых сотрудниками СМИ в процессе их профессиональной деятельности. 8% респондентов считают, что у людей занимающихся журналистикой, вырабатываются беспринципность, продажность и приспособляемость.
44% респондентов уверены, что журналисты пользуются уважением в обществе, а 40% уверены, что их не уважают. 47% уверены, что сегодня у представителей масс-медиа достаточно возможностей для свободного выражения своего мнения, 32% полагают, что таких возможностей слишком мало и 14% считают, что их слишком много.
41% респондентов уверены, что журналистика скорее положительно влияет на жизнь страны, 23% полагают, что она не оказывает серьезного влияния и 20% считают это влияние скорее отрицательным.
Управляющий партнер консалтингового агентства «LSP-Consulting» Венера Люцик, комментируя результаты исследования, отметила, что, возможно, имеет место путаница понятий:
«Результаты опроса могут свидетельствовать о том, что в массовом сознании россиян никак не разделяются понятия «журналистика» и «пропаганда». Журналистика — это констатация фактов и их экспертная интерпретация, пропаганда — это продвижение определенной точки зрения. Обратите внимание на тех, кого респонденты считают уважаемыми журналистами: можно ли утверждать, что они только лишь безоценочно доносят факты до своей аудитории? То есть, являются ли они журналистами в «чистом» смысле этого понятия?»
Эксперт предположила, что респонденты, высказывающие негатив к журналистике и к представителям профессии, скорей всего, не любят именно пропаганду.
«Впрочем, вина сотрудников СМИ в этом смешении понятий, безусловно, есть: хорошо известны случаи, когда журналисты уходят от реальности к препарированию фактов, к убеждению читателя в чем-либо. Но далеко не всем людям это нравится», — считает Венера Люцик.
О печальном положении СМИ в российских регионах рассказал председатель «Ассоциации журналистов Тверской области «За права и свободы граждан» Сергей Юровский:
«Объективной и хорошей журналистики действительно осталось мало. Она, к сожалению вырождается. Все сводится к тому, что у нас власть либо хвалят, либо ругают. Но если на федеральном уровне еще существуют издания, которые стремятся занять какую-то более или менее объективную позицию, в регионах таким изданиям зачастую просто не выжить. По финансовым причинам. Практика заключения договоров на информационное сопровождение с органами власти убила региональную журналистику. А контрольный выстрел в нее сделал метод административного давления на потенциальных рекламодателей, когда по звонку из областной администрации кампании отзывают свои рекламные бюджеты с неугодными СМИ. Других денег на существование просто нет. Ты либо «ложишься» под местную власть и не можешь себе позволить никакой несогласованной критики ее деятельности, вообще не трогаешь какие-то связанные с ней острые темы, либо становишься врагом. Большинство выбирает первый вариант. В результате контент по актуальным вопросам сводится к размещению пресс-релизов из администрации. А СМИ уже перестает быть СМИ, подающим объективную информацию, и становится просто сателлитом управления информационной политики».
В 2018 году исследование об отношении россиян к журналистике проводил фонд «Медиастарт». Согласно его результатам о своем уважении к журналистам заявили 65%. Степень уважения, по мнению авторов исследования, напрямую зависит от уровня вовлеченности респондентов в просмотр ТВ-программ.
58% участников исследования выразили недоверие к информации, поступающей из СМИ. При этом наибольшим доверием (63%) пользуются федеральные телеканалы. Среди представителей молодого поколения 33% респондентов доверяют информации, поступающей из поисковых систем.
Сергей Пименов