Сможет ли Евросоюз пресечь параллельный импорт в Россию?

Сможет ли Евросоюз пресечь параллельный импорт в Россию? Фото © «Гражданские силы.ру»

30 октября 2022 20:59:00

1568

В Евросоюзе обеспокоены резким всплеском поставок бытовой техники в соседние с Россией страны СНГ. Об этом со ссылкой на свои источники в руководстве ЕС сообщает агентство Bloomberg

Евростат установил, что в Армению и Казахстан с января по август нынешнего года было ввезено в несколько раз больше холодильников и стиральных машин, чем за предыдущие 1-2 года. Также отмечен многократный рост экспорта в эти страны электрических молокоотсосов одновременно со снижением рождаемости, которое фиксируют местные власти. Еврочиновники делают вывод о том, что аномальный рост продаж в этих сравнительно небольших странах вызван реэкспортом значительной части электроники в Россию. Уже несколько месяцев такой механизм стал разрешённым по российским законам и получил название «параллельный импорт». Из-за ухода большого количества зарубежных брендов, замену продукции которых найти не удалось, власти РФ разрешили ввозить бытовую технику, косметику, автомобили и другие категории товаров ушедших марок через третьи страны без согласия правообладателей. Теперь в Брюсселе подозревают, что компоненты из ввезённой по параллельному импорту электроники могут быть использованы Россией в военных целях.

Механизм параллельного импорта и так несёт в себе ряд неудобств для конечных покупателей в России, таких как удорожание продукции из-за более сложной логистики и отсутствия гарантийных сроков производителя и сертифицированного техобслуживания для электроники и бытовой техники. Теперь же, когда в ЕС заговорили о возможном использовании в военных целях товаров, поставленных по параллельному импорту, всё более реальной выглядит перспектива вторичных санкций против контрагентов, участвующих в таких схемах доставки товаров в Россию. О том, что вторичные санкции для пресечения параллельного импорта прорабатываются, в прессе говорится уже не первый месяц. Однако ранее основная сложность заключалась в юридическом обосновании таких ограничительных мер. Дело в том, что производитель в большинстве случаев не может запретить перепродажу своей стиральной машины в Россию, если она уже продана, к примеру, в Армении. В этом случае действует принцип исчерпания исключительных прав на бренд. Если производитель уже ввёл свою продукцию в гражданский оборот, т.е. продал физлицу или компании, он теряет право контроля за дальнейшей судьбой этого товара, который может быть в будущем перепродан хоть поштучно, хоть партиями, причём как на территории страны первой продажи, так и за границу. Таким образом, компания из Армении или Казахстана без нарушения законодательства может перепродавать бытовую технику западных брендов в Россию. Но здесь речь идёт о коммерческом праве, а вот если в Евросоюзе найдут доказательства использования какой-либо категории гражданских товаров в военных целях, в действие могут вступить совсем другие механизмы. Ведь санкционным режимом уже предусмотрен запрет продажи в РФ товаров как военного, так и двойного назначения. В таком случае остаётся лишь внести в перечень товаров двойного назначения новые категории продукции. И тогда европейские власти могут начать давление как на контрагентов из третьих стран, так и на самих производителей с целью добиться введения более строгого контроля за реализацией продукции.

В середине октября стало известно, что Евросоюз по примеру США готовится вводить вторичные экстерриториальные санкции против представителей третьих стран, которые нарушают режим антироссийских санкций. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявляла, что ЕС будет составлять списки физлиц и компаний, которые закупают европейские товары для дальнейшей поставки в Россию, чтобы ограничить такую деятельность. Режим вторичных санкций может подразумевать заморозку или даже конфискацию активов фигурантов чёрного списка на территории стран ЕС и запрет на въезд в Евросоюз.

После того, как Минфин США пригрозил вторичными санкциями банкам, работающим с картами российской платёжной системы «Мир», целый ряд финансовых учреждений Турции, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана прекратил такое сотрудничество.

Конечно, в противоборство с административной машиной Евросоюза может вступить экономическая выгода, которую получают сами европейские компании. Директор Высшей школы финансов РЭУ им. Плеханова Константин Ордов отметил, что поставку товаров по серым схемам в Россию отследить будет достаточно сложно. Кроме того, самим производителям бытовой техники выгоден такой вид полулегальных продаж. Если товар продан в Армении, а затем убыл на перепродажу в Россию, компания получает свои деньги за продукцию, но одновременно избавляется от всех потенциальных издержек, таких как гарантийное обслуживание и замена дефектных деталей. С другой стороны, при официальном объявлении о запрете на поставки в РФ через третьи страны часть производителей могут пойти на принцип и соблюдать введённые ограничения, особенно если доля российского рынка и рынков стран СНГ в их общих продажах была небольшой.

Ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников пояснил, что никакие санкции не ставят своей целью полностью прекратить отношения с РФ, поскольку перекрыть абсолютно все лазейки невозможно. Российские компании просто будут ввозить подсанкционные товары не через одну, а через несколько разных стран. Впрочем, 100-процентный эффект и не является целью подобных санкций, поскольку в ЕС тоже понимают нереалистичность такой задачи. Однако ограничения против параллельного импорта способны максимально затруднить такие поставки и отбить желание у большинства предпринимателей из соседних стран сотрудничать с Россией. Ведь заранее неизвестно, кому удастся избежать вторичных санкций, а кого они могут коснуться, поэтому дополнительные риски уменьшат число контрагентов, готовых участвовать в схемах параллельного импорта. А те, кто останется, заложат эти риски в стоимость своих услуг. Поэтому конечным итогом нынешней политики ЕС по закручиванию гаек может стать полная неконкурентоспособность западной электроники в сравнении с аналогами из Китая и других азиатских стран.

Алексей Черников
Теги: Евросоюз, параллельный импорт, Россия