Собчак стала популярнее Навального

Фото: vk-smi.ru

04 декабря 2017 12:11:36

4177

По данным компании «Медиалогия», Ксения Собчак вошла в пятерку самых упоминаемых российских политиков, опередив Алексея Навального.

Сейчас экс-ведущая «Дома-2» занимает четвертое место в списке самых упоминаемых в СМИ политиков, уступая только президенту Владимиру Путину, премьер-министру  Дмитрию Медведеву и мэру Москвы Сергею Собянину. Собчак смогла опередить даже скандального оппозиционера Алексея Навального, находящегося на шестой строчке рейтинга «упоминаемости».

В этот рейтинг не успел войти недавно объявивший о намерении баллотироваться в президенты бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Как отмечает издание «Ведомости», всплеск «упоминаемости» Ксении Собчак случился в середине октября, сразу после ее объявления о выдвижении: по данным «Медиалогии»,  с 16 по 23 октября «блондинка в шоколаде» упоминалась в 16563 сообщениях СМИ при 7704 публикациях о Навальном. Медиаиндекс Собчак сегодня более чем в три раза превышает медиаиндекс Навального — 424216 против 122308.

Эксперты объясняют это тем, что о Собчак регулярно сообщают практически все основные федеральные СМИ, а Навальный фигурирует в основном в региональных сетевых изданиях. При этом, как отмечают эксперты «Медиалогии», суммарно «негатива» в новостях о Навальном вдвое больше, чем у Собчак – 31 процент у Навального против 15 процента «негатива» у Собчак.

«К позитивным для Собчак новостям эксперты отнесли сам факт выдвижения в президенты и восприятие ее как представителя оппозиции», —  отмечают «Ведомости», —  «В позитив Навальному зачли выигранное в ЕСПЧ дело «Ив Роше» и включение его в число потенциальных преемников Путина по версии фонда «Петербургская политика» и самых влиятельных людей в интернете по версии журнала Time. К негативным новостям о Собчак эксперты отнесли, в частности, опрос ВЦИОМа о почти стопроцентной узнаваемости при шестидесятипроцентном антирейтинге телеведущей, уход из ее штаба политтехнолога Алексея Ситникова, заявившего о недостатке финансирования, и критику позиции Собчак по крымскому вопросу со стороны пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова».

Эксперты отмечают, что Собчак позволяют активно «светиться» на федеральных телеканалах, куда нет хода Алексею Навальному. Так, после 18 октября Ксения Собчак дважды побывала на двух ток-шоу телеканала «Россия 1», у Андрея Малахова и Владимира Соловьева. Эти каналы чаще стали показывать и Григория Явлинского, который за месяц дал интервью сразу троим популярным телеведущим Сергею Брилеву («Россия 1»), Владимиру Познеру («Первый канал») и Ираде Зейналовой (НТВ).

«Собчак и Явлинскому дали зеленую улицу в телеэфире», —  сказал в интервью «Ведомостям» политолог Евгений Минченко, — «Собчак появилась на «России» с Соловьевым с поддавками со стороны ведущего. Он старательно отрабатывал номер условного спарринг-партнера, реально ее не атаковал, а лишь обозначал угрозу и давал ей возможность отработать на полную силу. Явлинский тоже все чаще стал появляться в телеэфире. Эти люди занимают свои ниши и отрабатывают свою повестку: Явлинский – старый либеральный прозападный политик, Собчак – молодой либеральный прозападный политик, а Навальный же продолжает фиксировать свою позицию «главного противника власти».

«Либералам предложат трех кандидатов – Собчак, Явлинского и Титова», — уверен политолог Александр Пожалов, — «Другое дело, что для кандидатов, которые хотят выглядеть как оппозиционеры, такое информационное благоприятствование может оказаться плохим признаком».

Если это так, то, не исключено, что кремлевские политтехнологи сумели за три месяца до президентских выборов практически нейтрализовать Алексея Навального, сделав его в глазах общественности маргинальным политиком, для которого «борьба с властью» стала самоцелью при отсутствии сколько-нибудь адекватно социально-экономической программы.

Можно предположить, что уже в январе СМИ практически перестанут упоминать о Навальном, который не будет зарегистрирован в качестве кандидата в президенты, и его место в информационной нише окончательно займет Ксения Собчак.

Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов способность Навального устраивать «инфоповоды» посредством скандальных заявлений или организации несанкционированных публичных акций, но вряд ли федеральные СМИ будут активно освещать деятельность Навального на этой ниве, и, в лучшем случае, о нем будут упоминать либо в резко негативном, либо в откровенно юмористическом контексте.

Вместе с тем, точно так же «нейтрализованными» оказались и Собчак с Явлинским, поскольку их слишком частое появление на прокремлевских федеральных каналах может отвернуть от них либерального избирателя. В то же время, позиция Собчак по Крыму уже отвернула от нее подавляющую часть российского электората, а «слишком умный» Явлинский остается для большинства россиян вполне приятным, но совершенно непонятным для большинства персонажем российского политбомонда.

Таким образом, Собчак и Явлинский выполнят свое основное предназначение на выборах-2018 – они «растворят» и «разбросают» голоса либеральных и маргинальных избирателей, оттянув их понемногу от кандидатов всех основных сил.

Что касается традиционных кандидатов: лидера ЛДПР Владимира Жириновского, главного коммуниста Геннадия Зюганова и справедливоросса Сергея Миронова, то эти политики вряд ли рискнут пойти дальше «дежурной» умеренной критики Кремля, и наберут обычные для себя проценты голосов, которые позволят этим аксакалам российской политики спокойно дотянуть до следующих президентских выборов...

Игорь Петров
Теги: Ксения Собчак, Алексей Навальный, выборы, «Медиалогия»