Традиционные лекции и семинары в вузах могут кануть в Лету
10 марта 2017 19:10:59
В 21-м веке информационные технологии стремительно захватывают все сферы жизни общества. Не стало исключением и образование.
Так, в будущем году в российских ВУЗах будет проводиться эксперимент Минобрнауки по внедрению онлайн-обучения, которое заменит лекции и семинарские занятия в традиционной форме и не будет требовать личного присутствия студентов и преподавателей в аудиториях.
Об этом в пятницу пишет газета «Известия» со ссылкой на источник в ведомстве.
В ходе эксперимента будут апробированы две модели, одна из которых предполагает полную замену учебного курса ВУЗа на электронный курс, другая – частичную. В обоих случаях образовательное учреждение будет обеспечивать тьюторскую поддержку учащихся.
Целью эксперимента заявлено сравнение эффективности традиционной и дистанционной форм обучения.
Аргументируя необходимость внедрения в российскую систему образования онлайн-курсов, представители Минобрнауки ссылаются на международный и отечественный опыт, который демонстрирует заинтересованность студентов в дистанционном обучении. Кроме того, в ведомстве утверждают, что эффективность онлайн-обучения как с точки зрения получаемых результатов, так и с точки зрения соотношения затрачиваемых ресурсов и количества обученных оказывается выше традиционных технологий.
Представители профессионального сообщества в целом позитивно оценивают инициативу Минобрнауки и считают онлайн-обучение перспективным направлением развития образования в стране, несмотря на то, что замена традиционных форм преподавания неизбежно приведет к сокращению профессорско-преподавательского состава.
По словам ректора МФТИ Николая Кудрявцева, сегодня хорошие преподаватели в дефиците, поэтому многие курсы читаются рядовыми преподавателями. Между тем, Кудрявцев убежден, что было бы гораздо эффективнее, если бы каждый курс студент мог прослушать «от мастера своего дела».
С ним солидарен руководитель Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова Сергей Багненко, который отмечает, что сокращение профессорско-преподавательского состава не станет катастрофой, поскольку будет происходить постепенно, ведь для того, чтобы внедрить онлайн-обучение, например, в технических ВУЗах, необходима разработка специальных виртуальных программ, а на это потребуется время. В гуманитарных же направлениях процесс внедрения пойдет проще и быстрее.
Президентский Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам рассматривает внедрение онлайн-курсов как одно из направлений развития образования.