В Совфеде планируют установить жесткий контроль за качеством продуктов для детских учреждений
27 февраля 2018 11:08:11
В нашей стране завершается разработка закона, запрещающего кормить российских детей продуктами, не соответствующими ГОСТам.
В первую очередь, это касается учреждений дошкольного и школьного образования, а также больниц и организаций, занимающихся детским отдыхом и досугом.
По оценке экспертного сообщества, при заключении контрактов государственные и муниципальные органы ориентируются, прежде всего, на цены, а не на качество продуктов. Если документ, над которым работают в Совете Федерации, станет законом, в детские учреждения запретят поставлять молоко и масло с растительными жирами.
Поручение разработать законопроект о детском питании еще летом прошлого года дала сенаторам глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. За 2018 год он должен быть окончательно подготовлен и отредактирован, а затем поступить в Госдуму. Непосредственно за разработку документа отвечает комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию СФ, передает iz.ru.
Российское законодательство позволяет производить товары по собственной «оригинальной» рецептуре (т.н. техническим условиям — ТУ), в том числе с использованием гораздо более дешевых, чем было прописано еще в советских ГОСТах, ингредиентов. Подобные продукты могут быть менее полезными и вкусными, но никакого нарушения законодательства в этом нет. Однако при этом производитель обязан соблюдать технические регламенты, часть из которых являются общими для ЕврАзЭС, а часть действует только на российском уровне — такие стандарты гарантируют безопасность продукта и определяют содержание в нем вредных веществ.
Необходимо отметить важную деталь — производитель не вправе выдавать один товар за другой. К примеру, если в молочной продукции используется растительный жир ,то такая информация должна быть указана на упаковке и продукт, соответственно, не может называться сыром, творогом и пр. Но многие производители в погоне за прибылью идут на подлог. Именно от такой «пищи» мы и должны законодательно оградить подрастающее поколение.
Основной проблемой в современной России является собственно понятие ГОСТа. Ныне это не четко структурированный советский документ, а некие размытые рецептуры и технические условия производства. Критерии годности к применению определяются соответствиями техническим регламентам стран ЕврАзЭС, которые лишь частично совпадают между собой. Вот и получается, к примеру, что белорусские молочные продукты, ныне запрещенные в РФ из-за несоответствия российским стандартам, не могут быть допущены к закупкам в качестве продуктов для детского питания. И это лишь одна сторона проблемы, не считая фальсификации продуктов в целом и различных уловок при подписании контрактов на поставку продукции для молочных кухонь, детских садов, школ, оздоровительных лагерей, детских стационаров и учреждений социального обслуживания. Согласно статистике, предоставленной Роспотребнадзором за 2016 год, 5% продуктов питания в стране были сфальсифицированы, то есть не соответствовали стандартам по безопасности и качеству. 22% от общего количества подделок обнаружили именно в образовательных и медицинских учреждениях. Наиболее распространенная уловка — замена молочного жира более дешевыми растительными маслами.
В школах, как правило, продовольственные товары закупаются у дилеров-перекупщиков: оформляется общий договор на поставку молока, картофеля и мяса. Такой вот «мелкий опт» несколько снижает общую стоимость контракта. И никуда от этого не денешься — государственные и муниципальные учреждения денег не зарабатывают, живут в соответствии с возможностями бюджета. Оптимальный выход в такой ситуации — централизованно закупать продукты, по возможности «напрямую», непосредственно у производителей. По мнению руководителя национальной программы «Школьное молоко» в России Ольги Пановой, заниматься закупками должна исполнительная власть, так как согласно федеральному законодательству, вопросы питания относятся к компетенции местных органов (власти). Так делают в Санкт-Петербурге и Ульяновской области, но в большинстве регионов руководство детских учреждений проводит закупки самостоятельно. В этом случае, по словам президента Института отраслевого питания Владимира Чернигова (также состоящего в рабочей группе по созданию законопроекта), необходимо мотивировать региональные и муниципальные власти на этапе проведения закупочного конкурса обозначать качество продукции, которая, в свою очередь, должна соответствовать техническим регламентам или техническим требованиям отраслевых институтов.
В настоящее время «в большинстве субъектов (федерации) не предъявляются даже требования об обязательной госрегистрации технических документов на производство продуктов детского питания при организации поставок. За редким исключением отсутствует надлежащий, в том числе лабораторный контроль за безопасностью и качеством продукции при ее применении», —отмечается в документе Совфеда.
При всех существующих трудностях и проблемах главной целью законопроекта является обеспечение детей продуктами, отвечающими высоким стандартам качества. По словам члена комитета СФ по федеративному устройству Екатерины Лаховой ( также входит в рабочую группу по подготовке указанного законопроекта), чтобы реально улучшить ситуацию необходимо ввести жесткий контроль за организацией питания подрастающего поколения. Когда вопрос касается детей — качество всегда должно превалировать над ценой.
Илья Мощанский