Храм раскола: кто заложил фундамент гражданского противостояния

Фото из открытых источников

17 мая 2019 14:59:58

5958

История с протестом против строительства храма в Екатеринбурге стала еще одним доказательством абсолютной нефункциональности власти и неадекватности ее реакций

О попытках анализа ситуации говорить приходится все реже. Система управления на местах, подразумевающая обратную связь с населением, существует только в голове функционеров из администрации президента. В реальности ничего такого уже давно нет.

Любой конфликт интересов решается силой, а компромисс воспринимается как слабость. Действительно, а зачем мэру миллионного города и тем более губернатору выходить и о чем-то договариваться с протестующими, если можно выпустить ОМОН и Росгвардию вкупе с какими-нибудь маргиналами? Представление о диалоге сегодня именно такое, каким его сформулировал в своем кабинете Евгений Куйвашев. Или вы все расходитесь, или мы начинаем метелить вас дубинками. А свое недовольство и свои аргументы оставьте для кого-нибудь другого.

Схема развития конфликта тоже всегда одинакова. В какой-то момент становится понятно, что раздавить протест не удастся, и тут подключается Кремль, который, выступая в роли арбитра, пытается снять накипь. Каким образом ситуация будет разрулена, наверху неинтересно, главное чтобы ее просто не было. Путин ведь сказал дежурные фразы, которые не единожды произносил в подобных случаях. О том, что всем со всеми нужно договариваться и друг друга слышать. Просто дал сигнал вниз – решайте по-другому. Сигнал приняли. Бояре вышли к холопам, стройку приостановили.

Сейчас будут делать надоевший ход конем, пытаясь снизить градус. Проведут с десяток круглых столов и пару соцопросов, хотя, по результатам уже имеющегося, 55,3% горожан в случае проведения референдума высказались бы за сохранение сквера и только 26,7% хотят сквер вырубить и построить храм. Это цифры фонда «Социум». Очевидно, что региональная власть предпримет попытки скорректировать их каким-нибудь фейковым интернет-голосованием. Переломить общественное мнение (если не получилось переломить через колено недовольных) проплаченной заказухой и по-тихому заболтать ситуацию. На большее фантазии вряд ли хватит.

Есть, конечно, еще один вариант – отыграть все назад, согласившись с мнением большинства и выбрать для храма другое место. Но такой вариант Куйвашева, понятно, устроил бы меньше всего. Уступить народу, значит, окончательно потерять лицо перед политической тусовкой. И это не случай конкретно уральского губернатора, это ментальность подавляющего большинства региональных руководителей, возомнивших себя удельными князьями. Шаг навстречу людям, не согласным с позицией власти, воспринимается последней как публичное унижение. Почему-то во Франции президент может после протестов отменить повышение налогов на топливо и извиниться, а в России противников мусорной свалки губернатор называет «шелупонью».

Как бы дальше не развивался конфликт вокруг строительства храма, реноме себе Куйвашев в любом случае уже подпортил. И это на фоне предстоящего ухода в Москву, о котором активно горят в последнее время. Большой удачей стало то, что протест разгорелся в начале рабочей недели, и самая активная его стадия уже позади. Вовремя одернули сверху. Случись все накануне выходных, в сквер пришло бы не две, а десять тысяч человек, и губернатор превратился бы в политический труп.

Возмутительнее всего в этой истории то, что никакого реального конфликта интересов в ней как раз нет. Это не снос жилых домов с проживающими в них людьми, не строительство мусорного полигона под носом у горожан. Это просто попытка прущей буром власти сделать так, как ей нравится, наплевав на всех вокруг, желание показать, кто здесь хозяин, никак не связанное со здравым смыслом.

Зачем было строить храм именно в городском сквере, когда вокруг этих храмов уже несколько штук? Неужели нельзя найти другое место и оставить в покое парк и акваторию городского пруда? Конечно, можно. Но им так захотелось! Губернатору Куйвашеву и миллиардерам Козицыну и Алтушкину. Последний в подтверждение своего желания прислал боевиков, устроивших расправу с недовольными на глазах у полиции. В связи с этим Куйвашев можно поздравить отдельно. Прекрасно ведь, когда надеждой и опорой государственных управленцев становятся перекачанные гопники в спортивных костюмах.

Дело не в храме, который просто по случаю стал символом раздора. Дело во вседозволенности людей, считающих себя хозяевами жизни. Религия тут абсолютно не причем. Это вопрос официальной моды текущего момента. Спонсорство – это маркер лояльности и стремление быть в тренде. Была бы мода на крематории, Козицын и Алтушкин дали бы денег на строительство крематория и не где-нибудь, а именно в городском парке! Поверьте, нашлось бы много сторонников, считающих, что лучшего места нет. Только большая часть из них окажется бездумными, оголтелыми фейками, имеющими слабые представления о христианстве и православии. А вот люди, защищающие сквер, реальны. Им не наплевать на то, что происходит с городом. И они вовсе не против чьей-то веры. Они устали от насильственно насаждаемого мракобесия. Русская православная церковь, превратившаяся в откровенный рупор власти, стала не цементирующей основой общества, а инструментом его раскола.

Государство отгородились от народа глухой стеной, и голосов из-за этой стены не слышит. При взгляде на происходящее в публичном пространстве в последние годы складывается ощущение какой-то сюрреальности. Людей будто специально доводят до бешенства, нащупывая предел терпения. А он, судя по всему, уже близко…

Антон Стариков
Теги: государство, власть, Евгений Куйвашев, Екатеринбург