Медведев признал бессилие властей в возможности обеспечить достойную жизнь пенсионерам
17 апреля 2019 19:19:10
В связи с этим кабмин принял ряд решений об индексации пенсий.
«Уровень пенсий в России далек от того, чтобы обеспечить пенсионерам достойную и интересную жизнь», – заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев во время своего выступления в Госдуме с отчетом за 2018 год.
Премьер отметил, что в связи с этим правительство приняло ряд решений об индексации пенсий. Так, чтобы сумма пенсионных выплат была больше, в регионах должна появиться методика, по которой уровень пенсии будет вначале доводиться до прожиточного минимума и только потом индексироваться. Могут ли индексации серьезно улучшить жизнь пенсионеров? Почему в России такие низкие пенсии? Это вина или беда пенсионеров? Кто за это несет ответственность? Государство? Или спасение утопающих – дело рук самих утопающих? Следует ли ждать, что выходя на пенсию, россияне смогут не только сидеть на лавочках у подъездов, а путешествовать по миру, жить в свое удовольствие? Когда придет этот радостный миг, и доживем ли мы до него в связи с повышением пенсионного возраста? Об этом «Гражданские силы.ру» поговорили с экспертами.
Очевидно, чтобы пенсионерам было не столь мучительно больно осознавать свою нищету, Медведев напомнил, что жизнь в России и для миллионов других граждан «далека от идеала».
«Многим людям трудно, некоторые просто выживают. Сегодня в России почти 19 млн человек, которые бедны. Это означает, что 19 млн человек живут так, как жить не должны», — заметил премьер.
«Начнем с того, что Медведев не «заявил», как сообщают официальные СМИ, а если быть точным, «признал». Признал под давлением неоспоримых фактов – да, существующие пенсии никак не обеспечат достойную жизнь россиянам. Да, просто сносную-то не обеспечат. Фраза, что «в регионах должна появиться методика» – обычный бюрократический речевой оборот. В регионах может появиться саранча или энцефалитные клещи. А методику надо разрабатывать. И не силами региональных специалистов, а федеральными службами, где сидят высококлассные (по крайней мере, нам не устают об этом говорить) и весьма неплохо оплачиваемые специалисты. Они, а не регионы, должны сделать методику. И не просто как-то, а в указанные сроки, соответствующую техническому заданию и под персональную ответственность лиц, которые возглавляют всю эту работу, не исключая и самого премьера, так как именно подведомственные ему структуры должны заниматься разработкой таких методик. И чтобы народ знал – если методика вышла корявая, если она не работает, если сроки сорваны, то есть вполне конкретный человек, который несет за это персональную ответственность. А не какое-то расплывчатое «должна появиться». Теперь, собственно, про пенсии. Вины пенсионеров в том, что они, проработав по 40 и более лет, зачастую в крайне тяжелых условиях получают пенсию, на которую выжить невозможно, конечно, нет. Можно сказать общие фразы, «что такова сложившаяся система». Да, система досталась нам в наследство. Но было три десятка лет позади, чтобы хоть что-то поменять в лучшую сторону. И что поменяли? Увеличили возраст выхода на пенсию? Это не улучшение. Создали «медицину пожилых»? Нет, не создали. Лекарства стали доступнее? Увы. Рынок труда был реформирован так, чтобы людям предпенсионного возраста не приходилось заниматься сверхтяжелым трудом и чтобы их не увольняли при приближении пенсионного возраста? Нет, никаких реформ на рынке труда замечено не было. Запретили увольнять «предпенсионеров», которым осталось до выхода на пенсию 5 лет? Так теперь будут увольнять «пред-предпенсионеров» – мужчин в 59 и женщин в 54. Это, братцы, не реформы. Это имитация. Индексации, о которых в последнее время столько много шума, по большому счету мало что меняют, так как увеличение пенсий едва-едва (да и не всегда) успевает за ростом инфляции. Что такое 182 рубля, на которые с 1 апреля льготникам проиндексировали пенсии? На них можно поехать, как немецкие пенсионеры, путешествовать по всему миру? Хорошо, не буду задавать наивных вопросов. На них хотя бы обувь купить можно (кроме домашних тапочек из магазина «Fix Price»)? Нет. Два пакета молока максимум. В месяц! Причем в годовом выражении это увеличение на 1,8% в точности соответствует уровню инфляции, т.е. сколько мог пенсионер купить на свою пенсию в конце прошлого года, столько он может купить и сейчас с учетом индексации. И никаких фактических действий по радикальному изменению ситуации не делается. Делаются громкие заявления, что «ура, пенсионерам проиндексировали», и «в регионах должна появиться новая методика», – сказал «Гражданским силам.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Аналитики скептически смотрят на возможность улучшения уровня жизни пожилых людей в рамках нынешней системы пенсионного обеспечения.
«Российская пенсионная система нежизнеспособна в том виде, в котором она есть сейчас, просто потому, что она «заточена» под формальное исполнение социальных задач государства, но никак не реализацию интересов граждан. Высокая пенсия – это протяженный период трудоспособности, исправные отчисления в фонды, грамотное хранение и обращение этих денег с тем, чтобы с выходом на пенсию гражданин мог жить, а не доживать. В российских реалиях это пока не работает – большой сектор непрозрачных зарплат, неэффективная работа с финансами внутри ПФ и НПФ, морально устаревшие системы начислений, чудовищно негибкая система сбора данных и множественные провалы в анализе и механизмах исчисления стажа и опыта. Пока это не будет устранено, о достойных пенсиях не стоит и мечтать», – поделилась своим мнением с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
Процесс доведения уровня пенсий в РФ до уровня западных стран может растянуться на десятилетия, поскольку эффективную экономику строить у нас пока никто не собирается.
«Кажется, что принципиально изменить к лучшему финансовое положение российских пенсионеров в ближайшие годы, а может быть и десятилетия не сможет ничего кроме экономического чуда, в котором Россия должна преобразиться в современную, высокодиверсифицированную экономическую систему, в основе которой будут стоять не сырьевые, а человеческие ресурсы. Для того чтобы обеспечить достойный доход российским пенсионерам, а в данном случае ориентиром выступают западные страны, необходимо, чтобы у большинства граждан России резко выросли доходы, достигнув сопоставимого с «западом» уровня. А если мы рассчитываем еще и на демографический рост, а также сохранение текущих параметров пенсионной системы, то при естественном процессе старения населения нужно, чтобы рост доходов не останавливался. Добиться этого с помощью экспортно-сырьевой модели экономики невозможно. Это понятно всему экономическому сообществу, и это вынуждены публично признавать даже российские власти, но по естественным для них причинам пойти на столь существенные риски по смене модели развития они не могут, предпочитая всеми силами оттянуть этот момент как можно дальше во времени и, возможно, надеясь переложить эти преобразования на будущие поколения россиян. И собственно отсюда и вытекают все их действия, политика экономии федерального бюджета, «подушки безопасности», повышение налогов, бюджетное правило, непопулярные реформы, сокращающие социальную нагрузку на государство, и так далее. Можно сказать, что главная задача государственной финансовой политики сейчас заключается в том, чтобы успеть накопить достаточное на ближайшие пять-шесть лет количество денег (пока цены на нефть высокие) и при этом максимально сократить все возможные расходы. Неслучайно именно финансовый блок в нынешнем правительстве РФ занимает доминирующее положение. Возможно, определенную часть граждан России (вероятно, наиболее финансово обеспеченную) такая политика и устраивает, но очевидно, что для большинства россиян это не так, потому что означает в лучшем случае заморозку текущей, сложной ситуации, а про худшее даже думать не хочется. А индексации и надбавки к пенсиям или другим социальным выплатам будут выступать в роли символических уступок, для того чтобы снизить уровень социальной напряженности в обществе и повысить лояльность к власти. Поэтому вариантов тут немного: при изменении экономического курса у России, по крайней мере, будут шансы на принципиальные улучшения финансового положения граждан в ближайшие десять – пятнадцать лет. А при сохранении нынешнего курса вектор почти наверняка только один – это ухудшение, меняться будет лишь скорость движения в этом направлении, при этом и этот фактор, вероятно, будет зависеть не от России, а от внешней экономической и политической конъюнктуры», - отметил в беседе с «Гражданскими силами.ру» главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков.
Сергей Путилов