Oracle присоединилась к санкциям против российской «нефтянки»

Фото: smitnews.ru

08 февраля 2018 13:22:38

2542

Только что составленный в Минюсте США «кремлевский список» начал работать еще до его официального утверждения Конгрессом и президентом.

В перечне, вторая часть которого напоминает выписку из рейтинга Forbes, указаны практически все российские миллиардеры, в том числе и те, кто имеет бизнес в США и Западной Европе.

Некоторые американские компании, опасающиеся санкций со стороны Минфина и Минюста США, решили не дожидаться не утверждения «кремлевского списка» и начали ограничивать контакты с российскими партнерами. Среди таких «осторожных» — и компания Oracle, ужесточившая условия предоставления продуктов и услуг включенным в «черный список» российским клиентам из нефтегазовой отрасли.

Правда, делается это все не от хорошей жизни и далеко не добровольно: «Oracle» и другие компании, работающие с Россией, должны основываться на требованиях директивы № 4 секторальных санкций от 12 сентября 2014 года, вышедшей  во исполнение указа президента США № 13662 от 20 марта 2014 года и посвященной экспортному контролю в отношении российской нефтегазовой отрасли.

31 октября прошлого года Минфин США внес в директиву изменения: если раньше ограничения касались только совместных проектов по разработке глубоководных, морских арктических и сланцевых месторождений на территории России или в ее территориальных водах, то с октября 2017 года эти ограничения распространены на любые проекты, независимо от их местонахождения, если компании, внесенной в санкционный список на основании директивы № 4, принадлежит не менее 33 процентов доли участия или большинство прав голоса. Правда еще осенью эксперты утверждали, что ограничения не коснутся действующих проектов, реализуемых по «старым» контрактам.

Новый удар был нанесен в начале 2018 года, когда Минфин обнародовал открытую часть «кремлевского списка», и американские компании начали сворачивать сотрудничество с российскими партнерами. Так, агентство Reuters сообщает, что еще в конце прошлого года российские дистрибуторы Microsoft, компании Merlion и RRC, ввели новые ограничения на продажу ее софта двумстам российским фирмам.

С 29 января к санкциям присоединилась и компания Oracle, запретившая не только новые сделки с российскими партнерами, но и продление действующих контрактов. Этот запрет напрямую касается крупнейших компаний нефтегазового сектора: «Газпрома», «Сургутнефтегаза», ЛУКОЙЛа и «Роснефти», их «дочек» и всех зарубежных проектов.

Еще 12 января Oracle направила российским партнерам письмо, в котором предупредила  о том, что будет вынуждена соблюдать требования новых антироссийских санкций против нефтегазового сектора России.

Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на осведомленные источники, речь идет о запрете «предоставлять, экспортировать или реэкспортировать товары, услуги и технологии в поддержку глубоководной и арктической шельфовой разведки, добычи или сланцевых проектов, имеющих потенциал нефтедобычи, если в них вовлечено лицо, подпадающее под действие американской директивы № 4». Компания Oracle уточнила, что запрет распространяется на все проекты, стартовавшие 29 января 2018 года или позже. Что касается заключенных ранее контрактов, то их нельзя будет изменить или пролонгировать. При этом указывается, что ограничение не распространяется на предоставление финансовых услуг, например, по страхованию.

«Сделки, не соответствующие требованиям, могут быть задержаны или отклонены», — говорится в письме Oracle, к которому приложен список из 283 российских компаний, подпадающих под санкции. При этом речь идет не только о предприятиях «Газпрома», «Лукойла» и прочих российских нефтегазовых монстров, но и о структурах, где доля попавшей в санкционный список компании составляет не менее 33 процентов или она имеет большинство прав голоса.

Нефтегазовая отрасль России находится под санкциями с 2014 года, однако до сих пор связи российских компаний с американскими партнерами не прерывались, что сохраняло ощутимую зависимость российской «нефтянки» от американских и западноевропейских поставщиков оборудования и технологий.

Эксперты сходятся во мнении, что полный запрет на продукты Oracle нанесет российской нефтегазовой отрасли большой ущерб, так как тот же ЛУКОЙЛ традиционно использует многие технологические решения Oracle. Ситуацию осложняет то обстоятельство, что в российском нефтегазовом секторе не смогли, или не захотели, наладить импортозамещение и заменить американские технологии на отечественные, поскольку это требовало значительных финансовых вливаний.

Ограничения могут отразиться и на работе федеральных информационных систем. Как сообщает «Ъ», эти российские системы до сих пор работают на системах управления базами данных Microsoft (38,6% процента) и Oracle (25,4 процента), а российские аналоги используют только 2,9 процента отечественных информационных систем. Так, по данным издания, в сентябре правительство Москвы закупило софт Oracle на 480 миллионов рублей, мотивируя это тем, что российские аналоги не соответствуют высоким стандартам, по которым создается продукция Oracle.

В США не скрывают, что новые санкции, как и «открытая» часть «кремлевского списка» призваны повлиять на крупный капитал в России с тем, чтобы заставить богатейших людей страны «отвернуться» от Кремля и способствовать смене власти в стране.

«Мы нацелены на конкретные санкции в отношении «плохих» физических лиц и компаний», — цитирует ТАСС заявление министра финансов США Стивена Мнучина, выступившего во вторник на слушаниях в одном из комитетов Палаты представителей Конгресса США, — «Мы начнем вводить санкции против лиц из открытой части документа в течение ближайших месяцев. Над этим мы работаем прямо сейчас, в ближайшие пару месяцев это будет происходить на постоянной основе, и против людей, находящихся в списке, будут введены санкции».

Проще говоря, российских миллиардеров хотят поставить перед выбором: либо вы остаетесь с Путиным и теряете огромные деньги, либо вы способствуете смене власти в России и работаете спокойно. Однако авторы этой идеи, вероятно, не учли того факта, что все крупные компании, работающие в важнейших секторах российской экономики, находятся под строгим контролем государства, и малейшие попытки «надавить» на Кремль будут пресекаться.

В любом случае, на политические позиции Владимира Путина, как и на итоги предстоящих 18 марта президентских выборов, новые санкции никак не повлияют, хотя и «усложнят жизнь» не только российским, но и американским компаниям, которые могут надолго, если не навсегда, потерять обширный российский рынок.

Петр Сергеев
Теги: Oracle, США, Россия, санкции