Почему Макрон может снова стать президентом Франции
06 апреля 2022 20:47:00
Выборы президента Франции пройдут в два тура: первый — 10 апреля, второй — 24-го. Кто займет пост главы государства, какие силы стоят за действующим президентом Франции, почему Ле Пен обвиняют в симпатиях к России и как французский протестный электорат остался «беспартийным» — эти и другие вопросы стали предметом обсуждения в рамках сегодняшнего круглого стола
Тема получила дополнительный интерес после того, как стало известно, что во втором туре разрыв между основными кандидатами на пост глав республики — Эммануэлем Макроном и кандидатом от партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен может стать минимальным. К тому же рейтинг действующего президента Франции стремительно падает, в итоге впервые зафиксирован минимальный разрыв между кандидатами — всего 3%.
Тем не менее участники круглого стола считают, что наиболее вероятные шансы на победу в выборах у Макрона. Конкуренцию ему может составить только Ле Пен, остальные 10 кандидатов эксперты даже не рассматривают в качестве возможного будущего президента.
«Макрон — лидер с непрочными позициями», — отметила заведующая Центром евроатлантических исследований и международной безопасности Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, профессор НИУ ВШЭ Татьяна Зверева.
По ее словам, несмотря на это, Макрон может заручиться поддержкой избирателей, которые в первом туре поддержат социалистов. И если раньше лидеры левых сил, такие как, к примеру, Анн Идальго, также баллотирующаяся в президенты Франции, призывали не отдавать голоса за Макрона во втором туре, то теперь подобной риторики нет.
«За Макрона сыграет то, что левые во Франции заметно ослабели», — говорит Зверева.
С другой стороны, приверженцы еще одного кандидата от левых сил — Жана-Люка Меланшона — вполне могут отдать свои голоса во втором туре за Ле Пен. Именно поэтому, как считает программный директор международного дискуссионного клуба «Валдай», научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев, на лидера «Национального объединения» польются потоки обвинений — от перспектив разжигания во Франции национализма до якобы дружбы с Россией.
«Расчет на то, что люди испугаются таких перспектив и проголосуют против Ле Пен», — сказал Бордачев.
Что касается протестного электората, то в стране сейчас нет политической силы, которая могла бы объединить эту довольно большую часть французов. К такому выводу пришел профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД России Евгения Обичкина. Какие-то предложения, способные удовлетворить требования «желтых жилетов», звучат, но это не более чем популизм, что понимают и оппозиционно настроенные граждане.
На этом фоне, как отмечают эксперты, популизм умеющего красиво говорить Макрона выглядит более действенным. К тому же партия действующего президента «Вперед, республика!» готова заручиться поддержкой республиканцев. По словам Татьяны Зверевой, официальной информации по этому поводу нет, но в кулуарах говорят, что в переговорах участвует сам Макрон, для которого в случае победы на президентских выборах важно получить места в парламенте, выборы в который продут этим летом.
Не осталась без внимания и тема взаимоотношений Франции и России. По словам Тимофея Бордачева, вне зависимости от того, как французы исторически относились к России и Советскому Союзу, сейчас «в их мозги заливают массу пропаганды» и всячески навязывают ненависть к РФ. Как считает эксперт, вряд ли на этом фоне кто-то будет «отходить от выбранного курса».
«Антироссийская риторика сегодня выгодна всем без исключения кандидатам. И как бы сам Макрон ни относился к ситуации, учитывая его высказывания по поводу необходимости сближения с Россией, в такой период на первое место выходит «европейская дисциплина», — говорит Бордачев.
Эксперты также считают, что для Франции, в том числе для нынешнего и будущего президента республики, сейчас гораздо важнее выстроить позицию по Германии, отношения с которой если не напрочь, то очень сильно испорчены. Германия, как отметил Бордачев, оказалась более «проамериканской», нежели Франция.
«Это видно даже по уходящему из России бизнесу — немцы «вышли строем», французы же проявили «большую лояльность». С одной стороны, Макрон, понимающий, что ничем не может возразить США, возможно покажет, что Франция не такой уж сателлит, с другой — Германия продолжит делать всё, чтобы выдавить Францию из большой политики», — считает эксперт.
Несмотря на то, что до первого тура выборов президента Франции осталось четыре дня, внимание экспертов уже нацелено на 24-е число.
Руслан Романов