Востоковед Егоров назвал дефолт в Ливане тревожным звонком для банковской системы РФ
06 апреля 2022 10:18:00
Вице-премьер Ливана Саад аш-Шами заявил о банкротстве страны и Центрального банка. По словам зампреда правительства, есть факты, которые уже невозможно игнорировать, страна и ЦБ не могут «открыть вывод денег со счетов для граждан, как было бы при нормальном состоянии». Это стало первым государственным дефолтом в 2022 году на фоне ухудшающейся экономической обстановки
Журналист издания «Гражданские силы.ру» поговорил с востоковедом, арабистом Игорем Егоровым о ситуации в Ливане и тех угрозах, которые несет дефолт в этой арабской стране.
«Ливан объявил дефолт — внутренний и внешний. Сообщения противоречивы, глава ЦБ что-то опровергает, но ситуация выглядит хуже, чем в 2020 году, когда Ливан уже объявлял дефолт по еврооблигациям. Тогда соотношение долга к ВВП страны только подходило к 170%, сейчас уже крепко «перевалило». Ливан впервые в своей истории уходит в полное финансовое небытие — и это факт, который должен в первую очередь тревожить Россию», — отметил востоковед.
Игорь Егоров подчеркнул, что Ливан, с одной стороны, является очень важной страной для функционирования сирийской экономики, российской миссии в этой стране, так как «Сирия сейчас находится под жесткими санкциями со стороны США — так называемым законом Цезаря, который, грубо говоря, запрещает под угрозой американских санкций кому-либо взаимодействовать с правительством Асада».
«Именно Ливан для Сирии уже несколько лет является своеобразной Белоруссией, откуда в своё время в Россию поставляли знаменитые белорусские креветки. То есть целый ряд товаров ввозился в Сирию по серой схеме из Ливана, в том числе тех, что критически необходимы для сил РФ в Дамаске. Сейчас эта схема под ударом, все платежи могут быть заморожены», — объяснил собеседник издания.
Егоров вместе с тем указал на то, что основная проблема ливанского дефолта в том, что он может иметь «эффект домино», больно сказаться на экономиках соседних стран, на экономиках развивающихся стран, а значит, и России, которая сейчас находится в наиболее уязвимом положении из-за жёстких западных санкций.
«Новые санкции против России принимаются каждую неделю, а наши западные партнеры вынуждают нас объявить дефолт по внешним обязательствам, уже даже запрещая платить России по своим долгам. ЦБ нашёл у российских банков убытков почти на 8 трлн рублей. Это суммарная прибыль финорганизаций РФ за пять лет. Казалось бы, причем здесь Ливан? Но именно дефолт в такой относительно крупной и значимой для РФ стране может стать последней каплей. Мы не знаем структуру ливанского долга, но не удивлюсь, что среди тех, кто занимал деньги Бейруту, есть и физические лица, и финансовые структуры из РФ. Кроме того, проблема нынешнего банковского кризиса в том, что за последние 5–10 лет появилось огромное количество сложных инструментов, вы могли покупать какой-то фонд, который покупал второй фонд, третий, а в итоге — они все банкроты из-за большой позиции в ливанских долговых обязательствах», — рассказал Игорь Егоров.
Специалист отметил, что дестабилизация ситуации на Ближнем Востоке — это огромная опасность для России, так как после 2016 года в глазах арабских стран она стала настоящим правопреемником СССР и гарантом хоть какой-то стабильности в регионе.
«Во время спецоперации на Украине оголяется ближневосточный фланг России хотя бы потому, что для российских военных судов закрыты стамбульские проливы — флот не придёт на помощь в Сирии. На Бейрут в значительной степени ориентировались и наши иранские, китайские партнёры. Спустя 12 лет после событий «арабской весны» Ближний Восток и Северная Африка опять подходят к черте кровавой смуты», — резюмировал Игорь Егоров.