Последняя надежда Эрдогана. Попытка перенести выборы будет означать, что пора готовиться к смене власти в Турции?
19 февраля 2023 17:50:00
Турецкое издание Hurriyet сообщает, что соратники президента Турции Реджепа Эрдогана по правящей Партии справедливости и развития пытаются убедить лидера в необходимости перенести всеобщие выборы на более поздний срок
Сейчас парламентские и первый тур президентских выборов назначены на 14 мая, а второй тур может пройти в июне. Однако однопартийцы Эрдогана хотели бы отложить голосование. По данным местных СМИ, с такой инициативой в ближайшее время может выступить Высший избирательный совет. Сам Эрдоган вроде бы пока не дал согласия на такой шаг, однако идея активно обсуждается. А ведь ещё пару дней назад сообщалось, что ПСР от переноса даты выборов отказалась. Такие противоречивые сигналы позволяют предположить, что в правящей партии обеспокоены возможными неблагоприятными для неё итогами голосования. Возможно, сам Эрдоган уверен в себе и в успехе кампании больше, чем его соратники.
Конечно, формальная причина сторонников идеи переноса выборов звучит совсем иначе. Они указывают на то, что стране необходимо переключить внимание с предвыборной борьбы на преодоление последствий катастрофического землетрясения, произошедшего 6 февраля на юго-востоке республики. В качестве ещё одного аргумента высказываются опасения, что в пострадавших районах в столь сжатые сроки не удастся обеспечить нормальный процесс волеизъявления.
Но на самом деле турецкие власти играли со сроками проведения выборов ещё до землетрясения. Ещё месяц назад сторонники Эрдогана доказывали, что голосование стоило бы провести не попозже, а, наоборот, как можно раньше. Политолог Евгений Трифонов констатировал, что спешка с проведением выборов выдаёт опасения правящей партии проиграть борьбу. Согласно опросам, проведённым в декабре 2022 года, ПСР и составляющая вместе с ней правящую коалицию Партия националистического движения рискуют проиграть парламентские выборы объединённой оппозиции. На президентских выборах Эрдоган при выходе во второй тур, согласно опросам, также проигрывает всем трём своим основным соперникам – мэру Стамбула Экрему Имамоглу, мэру Анкары Мансуру Явашу и лидеру Республиканской народной партии Кемалю Кылычдароглу. Вскоре после появления этих выкладок Имамоглу оказался в тюрьме по обвинению в оскорблении членов избиркома и был лишён права участвовать в выборах, а одной из оппозиционных сил, Демократической партии народов, суд обрезал финансирование.
Более раннее проведение выборов могло бы позволить Эрдогану подчеркнуть успехи его правления, в основном внешнеполитические, и не позволить дойти до высшей точки недовольства населения внутренней ситуацией в стране. Турецкая экономика находится в серьёзном кризисе, растёт инфляция и безработица, а Эрдоган, не имея возможности быстро исправить ситуацию, старался сконцентрировать внимание общественности на успехах Турции в Закавказье, её посредничестве в российско-украинском конфликте и других внешнеполитических действиях, которые, по мнению президента, должны сделать Турцию мощным международным игроком. Но 6 февраля произошло событие, перекрывшее все реальные и мнимые успехи президентства Эрдогана. Оппозиция уже подвергла действия правительства и президента после землетрясения жёсткой критике.
Отмечается, что причиной огромного числа жертв стали в том числе низкое качество строительства, невнимание контролирующих органов к нарушениям в этой сфере и слишком медленная работа экстренных служб после самой катастрофы. При этом именно в период президентства Эрдогана правительство неоднократно принимало решения о так называемых строительных амнистиях, освобождая от наказания застройщиков за возведение зданий, не соответствующих нормам сейсмоустойчивости. В этой ситуации сказать, что виноват кто-то другой, у Эрдогана вряд ли получится. А турецкий президент слишком хорошо знает, какую роль фактор землетрясений играет в местной политике. Он сам и его Партия справедливости и развития пришли к власти в начале 2000-х как раз на волне недовольства работой прежнего правительства, вызванного в том числе последствиями землетрясения 1999 года. Поэтому правящая партия сейчас ищет любые способы избежать той же судьбы.
К слову, в руках у оппозиции оказался наглядный пример того, как органы власти могут работать действительно эффективно, предотвращая катастрофические последствия от ударов стихии. Мэр небольшого города Эрзинь, расположенного в эпицентре землетрясения, стал знаменитым благодаря тому, что в этом городе не рухнуло ни одно здание и не погиб ни один человек. Оккеш Эльмасоглу, представляющий Республиканскую народную партию, объяснил такой результат очень просто – местные власти под его руководством не допускали нарушений строительных норм. На фоне строительных амнистий Эрдогана контраст разительный, и избиратели, узнавшие об этой истории, наверняка сделают свои выводы.
Эксперт по Турции Яшар Ниязбаев отмечает, что Эрдоган как опытный политик ещё может обернуть накопившийся в обществе негатив в свою пользу. Политические последствия землетрясения, по словам специалиста, ещё могут ограничиться потерей большинства в парламенте при сохранении Эрдоганом президентского поста. Однако оппозиция также умело пользуется сложившейся ситуацией. Поскольку народ не может предъявлять претензии за ошибки тем, кто не находится у власти, текущие неудачи прежде всего ассоциируются с ПСР и Эрдоганом. Представляется, что, если власти действительно пойдут на перенос выборов, и не на месяц, а на какой-то больший срок, это будет означать, что в своих возможностях победить на выборах они разуверились.
К слову, результаты возможной смены власти для России эксперты оценивают неоднозначно. У Москвы в последнее время сложились двойственные отношения с Анкарой. Турция формально не присоединилась к западным санкциям и претендует на роль главного посредника в украинском конфликте, а также препятствует расширению НАТО. Но в то же время страна закрыла свои проливы для прохода российских военных кораблей и даже постепенно сворачивает финансовые связи с РФ, иллюстрацией чего стал отказ турецких банков обслуживать карты «Мир». Недавно турецкая сторона предупредила российские авиакомпании о риске скорого прекращения обслуживания большинства российских самолётов, в чьём производстве использовались западные детали или технологии. Поэтому назвать «дружественными» двусторонние отношения вряд ли возможно, да и полноценное партнёрство остаётся под большим вопросом.
Тем не менее востоковед Евгений Сатановский уверен, что приход к власти оппозиции плохо скажется на российско-турецких отношениях. По мнению учёного, оппозиционные силы в Турции придерживаются исключительно прозападного курса, поэтому, хотя России сложно договариваться с Эрдоганом, он является наилучшим для Москвы вариантом из возможных. В то же время Сатановский признал, что вероятность смены власти в Турции существует. С другой стороны, обозреватель Леонид Савин обратил внимание на то, что именно при Эрдогане сформировалась напористая внешнеполитическая линия Турции, в том числе основанная на идеях пантюркизма. Анкара с помощью мягкой, а где это возможно и военной силы стремится усиливать своё влияние на Ближнем Востоке, в Закавказье и Центральной Азии, где турецкие интересы сталкиваются с российскими. А в перспективе, по словам эксперта, в зону внимания Турции попадают и мусульманские регионы российского Кавказа и Поволжья. С этой точки зрения приход к власти оппозиционных сил, которые развернут внешнеполитический вектор в сторону Запада, грозит максимум присоединением Турции к антироссийским санкциям, но взамен РФ может получить ослабление турецкого влияния на постсоветском пространстве. Поэтому выгодность для Москвы сохранения власти в Турции в руках Эрдогана отнюдь не абсолютна. Но главное, смена правящих элит в Анкаре становится всё более вероятной, поэтому к такому развитию событий в любом случае стоит быть готовыми.
Алексей Черников