Присоединение новых территорий к России притормозили?
02 июня 2022 22:55:00
Референдумы на эту тему могут отложить до осени
Картографам в наше время не позавидуешь — границы Российской Федерации на западе и юго-западе в ближайшие месяцы могут часто меняться. Речь идет о пяти регионах. Южная Осетия, две территории, контроль над которыми перешел к России от Украины, Херсонская и частично Запорожская области, а также Донецкая и Луганская народные республики находятся в разном статусе, но все, по словам представителей их властей, хотят войти в состав России. Как именно это будет происходить, возможно, предмет головой боли местных и федеральных чиновников, потому что ситуация в каждой территории индивидуальна, и к тому же, по соседству, за исключением Южной Осетии, продолжается спецоперация.
Сейчас, на стыке весны и лета, тема расширения территории России на юг и запад активно обсуждается. Власти на местах обычно хотят, такое ощущение, форсировать процесс. Так, ранее замглавы военно-гражданской администрации Херсонской области Кирилл Стремоусов заявлял, что власти области в ближайшее время намерены инициировать вопрос о вхождении региона в состав Российской Федерации, чтобы регион стал полноценным субъектом страны. Член главного совета военно-гражданской администрации Запорожской области Владимир Рогов сообщал, что этот регион также хочет войти в состав РФ и стать субъектом Южного федерального округа, в дальнейшем вопросы укрупнения до отдельного федерального округа могут обсуждаться. По его словам, власти Запорожской области ведут консультации с населением освобожденных территорий региона по вопросам выработки механизмов выхода из состава Украины и вхождения в состав России.
Большинство чиновников, выступающих по этой теме, считают, что нужно провести в какой-то форме опрос населения.
Секретарь генсовета партии «Единая Россия», первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак во время рабочей поездки в Херсон, комментируя планы проведения референдумов, сегодня заявил: «Этот вопрос должны решать жители Херсонской области как только ситуация будет к этому готова. Уверен, что жители Херсонской области свое волеизъявление выскажут, однозначно. То же самое касается и Запорожья, поэтому давайте подождем».
Близкие Кремлю Telegram-каналы пишут, что желание Турчака на словах «ускорить процесс вхождения республик в состав России приветствуется в Кремле и всячески поощряется представителями республик, включая Херсонскую область и Запорожскую. Но лето 2022 якобы пока не рассматривается как период проведения референдумов, так как на период спецоперации существуют различные риски для гражданского населения, также не имеет смысла вводить факторы дополнительной эскалации конфликта с международным сообществом».
Что касается ДНР, ЛНР, а также Южной Осетии, то они уже являются государствами, хотя и признанными лишь небольшим числом стран. Однако в отношении этих республик Москва занимает такую же позицию.
Решение о проведении референдумов о вхождении в состав России украинских регионов, а также Донецкой и Луганской народных республик должно принимать местное население, а не Кремль. Об этом сегодня заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Перечисляя условия для проведения таких референдумов, он посчитал главным безопасность: «Когда безопасность полностью не обеспечена, а мы видим, что продолжаются удары украинских военных и украинских националистов по гражданским целям на этих территориях, конечно, в этих условиях вряд ли можно говорить (о проведении голосований). Необходимы: а) желание и решение, и б) надо создать условия».
В этой связи некоторые наблюдатели говорят про несогласованность действий по подготовке референдумов и подготовки к скорому открытию посольства ДНР, которую Россия признала в феврале текущего года. «Если референдумы о присоединении Донбасса и Херсона пройдут (скоро), то зачем открывать посольство ДНР в Москве в начале июля. Рассогласованность инициатив и информвекторов выглядит просто потрясающей». О первом ранее заявлял Турчак, об открытии посольства — глава МИД Сергей Лавров, отмечают близкие власти Telegram-каналы.
Впрочем, посол ДНР в России уже назначен. Более того, вчера посол Ольга Макеева сообщила, что «фактическая работа (посольства – ред.) уже ведется. Сейчас все упирается только в то, что в помещении, которое мы выбрали, делается ремонт. Когда будут проведены все необходимые работы, я думаю, что это будет конец июня — начало июля, мы сможем открыться и начать полноценную работу».
Можно предположить, что особых противоречий между подготовкой открытия посольств донбасских республик и планов проведения референдумов на их территориях нет. Здания посольств в Москве могут быть перепрофилированы, скажем, в представительства регионов, если в ходе опросов их жители выскажутся за вступление в состав России.
В кавказской Южной Осетии ситуация со стремлением влиться в состав РФ похожая: разные политические силы поддерживают идею, но вопрос — в скорости. Новый глава государства решил не форсировать процесс. 31 мая новоизбранный президент республики Алан Гаглоев приостановил указ бывшего главы Анатолия Бибилова о референдуме о присоединении к РФ до завершения консультаций с Москвой. Расхождения между бывшим и действующим президентами — в тактике.
Гаглоев пояснял, что референдум нужно проводить, когда Москва даст понять, что для этого настало время. В его размещенном на сайте президента указе говорится, что глава государства «всецело поддерживает инициативу граждан Республики Южная Осетия о дальнейшей интеграции Республики Южная Осетия и Российской Федерации», однако он признает «недопустимость одностороннего решения референдума по вопросам, затрагивающим законные права и интересы Российской Федерации» и потому постановляет «безотлагательно провести с российской стороной консультации по всему комплексу вопросов».
Впрочем, некоторые московские эксперты критикуют за это Бибилова, считая, что бывший президент «повышает ставки, стремясь создать видимость, будто обладает сильной комбинацией карт, а ему в вопросе референдума противостоит сверхсильное грузинское лобби, окопавшееся в кабинетах Кремля. Бесконечно так играть невозможно, особенно когда за столом игрок, готовый ответить на любую новую ставку в десятикратном размере. Указывая на «исторический шанс», который выпал Южной Осетии, он забывает о том, что сейчас не то время, когда Россия может себе позволить множить противников по периметру границ».