Российские «летающие лодки» Бе-200 продолжат летать на украинских двигателях

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

11 апреля 2019 11:47:59

1073

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева отказался заменять украинские силовые установки Д-436 на российско-французские SaM146 на самолетах-амфибиях Бе-200.

Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на представителя предприятия. Таким образом, проект по ремоторизации уникального самолета-амфибии, способного взлетать как с наземных аэродромов, так и с водной поверхности, предусматривавший замену украинского «движка» на российской-французский, оказался заморожен.

Ранее генпрокурор Юрий Чайка заявил, что ведомство наложило запрет на оснащение «двухсотых» создававшимся в кооперации с Францией двигателем SaM146. Причиной послужили опасения, что поставки комплектующих для этого двигателя могут в любой момент попасть под запрет со стороны НАТО как технология «двойного назначения».  Бе-200 оснащен установками производства украинского завода «Мотор Сич». Однако в начале 2018 года Киев ввел эмбарго на поставку этих двигателей в Россию, в результате чего Минпромторг намечал заменить их на двигатели SaM146 российско-французского производства. В рамках проекта только на опытно-конструкторские разработки планировалось выделить 13 млрд рублей. Первый самолет с «французским» движком должен был взлететь в 2021 году. Однако сейчас на этой программе поставлен крест. Чайка отметил, что Генпрокуратура проинформировала Минпромторг о рисках срыва оборонного заказа из-за санкций, в результате чего решению о замене двигателей был дан задний ход.

Напомним, самолет-амфибия Бе-200 предназначен для тушения пожаров, он может брать на борт более десяти тонн воды, и по этому показателю не имеет конкурентов в мире. Также есть его транспортная, пассажирская, поисково-спасательная и санитарная модификации. Они эксплуатируются МЧС и Минобороны РФ для борьбы с пожарами, используются для проведении поисковых и спасательных операций на суше и воде, а также для патрулирования с воздуха. Воздушные пожарные поставляются также в Индонезию и Китай.

Вместе с тем, остается открытым вопрос, как дальше быть с двигателями, уже установленными на «летающие лодки», и главное, что ставить на самолеты, которые будут производиться в дальнейшем? Наряду с десятью уже эксплуатирующимися самолетами МЧС разместило на ТАНТК имени Г. М. Бериева заказ по закупке 30 таких воздушных судов до 2024 года. Косвенным свидетельством того, что программа выпуска «летающих лодок» в России фактически остановлена, может служить тот факт, что 23 августа 2017 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Министерства обороны к ТАНТК имени Г.М. Бериева о взыскании 6,7 млрд рублей и расторжении государственного контракта на поставку Бе-200. Годом ранее Минобороны РФ был подписан контракт на поставку двух Бе-200ЧС и четырёх Бе-200ПС на общую сумму 8,4 млрд рублей.

Сергей Путилов

Теги: Бе-200, Юрий Чайка, Минпромторг, Минобороны