Сможет ли Евросоюз отказаться от принципа консенсуса при принятии важных решений, и что это значит для России

Сможет ли Евросоюз отказаться от принципа консенсуса при принятии важных решений, и что это значит для России Фото © «Гражданские силы.ру»

16 октября 2022 17:03:00

2138

В правящих кругах Венгрии в очередной раз заговорили о неприятии санкционной политики Евросоюза в отношении России

Как заявил директор по коммуникациям правящей венгерской партии Фидес Иштван Холлик, Брюссель не сможет игнорировать мнение миллионов венгров, если они выступят против антироссийских ограничений. Партийный функционер выразил мнение, что эти ограничения разрушают европейскую экономику и вредят Европе больше, чем самой РФ, а также пожаловался, что Брюссель изначально не собирался распространять санкции на энергетическую сферу, однако затем поступил иначе. Иными словами, Холлик вновь обратился к стандартной риторике европейских политиков, которые считают санкции против РФ контрпродуктивными и призывают к восстановлению полноценного диалога с Москвой.

О том, что в Венгрии начался национальный опрос об отношении граждан к антироссийским санкциям, два дня назад объявил премьер-министр Виктор Орбан. Венграм предложат высказать своё мнение о санкциях против российского газа, нефти и атомной энергетики.

Венгерский политолог Габор Штир объяснил, что подобные опросы, не имеющие юридической силы, но позиционируемые как выражение мнения народа, являются элементом политического стиля Орбана. Вопросы в них сформулированы таким образом, чтобы участник с наибольшей долей вероятности ответил солидарно с позицией правительства. Например, в вопросе про поддержку санкций против РФ в энергетической сфере сразу упомянуто, что эти ограничения ведут к резкому росту цен на электричество. При таком подходе поддержка большинства участников опроса Орбану обеспечена заранее, полагает эксперт, поэтому оппозиционно настроенные граждане эти опросы в основном игнорируют, однако сам Орбан впоследствии ссылается на их итоги на общеевропейском уровне, апеллируя к позиции венгерского общества.

Подобные политические меры уже привели к тому, что Европарламент признал Венгрию гибридной выборной автократией и страной с высоким уровнем коррупции, в которой подрываются европейские демократические ценности, а Еврокомиссия готовится заморозить выделение части финансовой помощи Будапешту.

Эксперты предполагают, что одной из причин такой обструкции как раз является позиция Венгрии по антироссийским санкциям и конфликту в Украине. Эксперт Российского института стратегических исследований Олег Неменский указал, что вектор венгерского правительства кардинально расходится с общей позицией ЕС и в политической, и в экономической сфере, что и приводит к мерам давления со стороны Брюсселя. Действительно, Будапешт максимально затягивал принятие шестого пакета санкций, предполагавшего эмбарго на российскую нефть, и в итоге добился исключений для себя, а также регулярно выступает с заявлениями о вреде антироссийских санкций, которые распространяют СМИ.

Проблема сегодняшней Венгрии для ЕС заключается прежде всего в том, что без её согласия невозможно принимать важные внешнеполитические решения, поскольку в Евросоюзе действует принцип консенсуса при голосовании. Для вступления в силу любого значимого решения, в том числе касающегося борьбы с РФ, за него должны высказаться все 27 членов содружества, чем та же Венгрия пользуется.

Вопреки распространённому мнению, принципиального в позиции Будапешта немного. Венгерские руководители прямо давали понять, что в принципе готовы поддержать что угодно, если Брюссель за это заплатит в виде дополнительной экономической помощи. Такой подход, вряд ли может устраивать остальных членов Евросоюза. Неудивительно, что в объединении всё громче звучат голоса за отмену принципа консенсуса при голосованиях за общеевропейские решения.

Так, накануне канцлер Германии Олаф Шольц призвал постепенно отказаться от обязательной единогласной поддержки для принятия решений в сфере внешней политики и по некоторым внутренним вопросам.

«Если геополитическая Европа — это наше требование, то решения на основе принципа большинства голосов — это победа, а не потеря суверенитета», — заявил глава германского правительства.

Он добавил, что ЕС стал бы сильнее в случае расширения и принятия в его состав Молдовы, Грузии, Украины и стран Западных Балкан, таких как Черногория, Сербия и Северная Македония.

Здесь нельзя не отметить, что при увеличении числа членов Евросоюза добиваться всеобщего согласия с каждым решением будет ещё сложнее. Евросоюз и сегодня нередко оказывается неспособным действовать настолько быстро, насколько этого требуют стремительно меняющиеся геополитические реалии. И принцип консенсуса является одной из причин такой медлительности.

В мае 2022 года Европарламент опубликовал перечень предложений по реформированию Евросоюза, в котором значится в том числе отказ от принципа консенсуса по значимым вопросам. В 2000-х годах, когда ЕС расширился за счёт восточноевропейских государств, ряд функций уже были переданы общеевропейским органам, таким как Совет ЕС, где вето одной страны не играет решающей роли. Однако, к примеру, сфера внешней политики по-прежнему осталась в числе тех, которые нуждаются в стопроцентном одобрении решений всеми членами ЕС.

Аналитик ИМЭМО РАН Сергей Уткин подтверждает, что такая ситуация снижает эффективность функционирования союза. Этот вопрос выглядит ещё более актуальным с учётом того, что особенно часто своим вето пользуются страны, к которым у их партнёров и так накопилось немало претензий по соблюдению общепринятых норм демократии и верховенства права, такие как Венгрия или Польша. Известен также случай, когда Кипр, островное государство с населением меньше миллиона человек, единолично блокировал санкции против режима Александра Лукашенко в Беларуси, требуя одновременно ввести ограничения против Турции из-за её действий по разведке углеводородов в Средиземном море.

Однако многие эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее время отмена нормы о консенсусе вряд ли возможна. Профессор РАН Александр Гусев отмечает, что любая институциональная реформа, в том числе отмена принципа единогласия, для своего вступления в силу должна сперва получить полное одобрение всех стран ЕС в рамках ещё прежних правил. Получается замкнутый круг, вырваться из которого при наличии сегодняшних разногласий внутри объединения вряд ли получится. Сергей Уткин также считает, что время для подобных реформ ещё не пришло. А результаты недавних парламентских выборов в Венгрии, где опять победила Фидес под предводительством Виктора Орбана, лишь отдаляют этот момент. Венгрия и Польша, чувствуя, что могут остаться в абсолютном меньшинстве по некоторым важным для себя вопросам, не готовы поддержать отказ от консенсуса. По словам Уткина, эти страны не собираются следовать за Британией и выходить из ЕС, поскольку их граждане такой шаг категорически не поддержат, однако подчеркнуть свою особость для действующих консервативных правительств этих двух государств жизненно необходимо.

Однако запрос на реформы становится всё более заметным, и после смены власти в той же Венгрии процесс может быть всё-таки запущен.

Между тем, если представить, что правило консенсуса всё же будет отменено?

Недавно официальный представитель МИД РФ Мария Захарова написала, что отказ от принципа единогласия подорвёт основы Евросоюза.

Динамика европейско-российских отношений сегодня привела к тому, что более решительные действия по противостоянию России в ЕС продвигает достаточно многочисленная группа стран, включая республики Балтии, Польшу, Чехию, Ирландию, Нидерланды и ряд других государств. Германия, при канцлере Меркель, считавшейся оплотом умеренности, сегодня в лице действующего канцлера Шольца выступает за отказ от консенсусного принятия решений. Поэтому тот факт, что голосования по принципу большинства в Евросоюзе всё ещё не введены, для Кремля является большим благом. И запас времени, в течение которого такая ситуация будет сохраняться, а условная Венгрия по-прежнему сможет тормозить санкционный процесс, ещё есть. Пока, по всей видимости, Брюссель ограничится финансовым и политическим давлением на самых своевольных членов ЕС, а кардинальные преобразования придётся отложить на будущее.

Алексей Черников
Теги: Евросоюз, Россия, Венгрия