В Берлине установлен памятник человеку, победившему «империю зла»
09 ноября 2019 14:40:44
Советские карикатуристы любили изображать американский империализм в виде лихого ковбоя, с револьверами в руках, и оседлавшего атомную бомбу
Президент Рональд Рейган, начавший свою карьеру с ролей в вестернах и закончивший ее в кресле президента США, как нельзя более точно соответствовал этому образу. Тем не менее, человек, поставивший мир на грань ядерной катастрофы, объявивший СССР «империей зла» и сопротивлявшийся советской экспансии во всех точках планеты, где бы она ни проявлялась, в итоге положил конец самоубийственной гонке вооружений между США и Советским Союзом. А заодно выступил в роли могильщика коммунизма. Немцы решили увековечить память Рейгана, установив памятник 40-му американскому президенту в честь 30-летия падения Берлинской стены.
Памятник Рональду Рейгану установили напротив площадки, с которой Рейган в 1987 году обратился с исторической речью, призвав Советский Союз убрать барьер, в течение десятилетий разделявший Западный Берлин и советского сателлита — Германскую Демократическую республику (ГДР). Бронзовая статуя установлена на террасе посольства США в Берлине, с которой покойный президент смотрит в сторону Бранденбургских ворот. Именно здесь в 1987 году Рейган выступил с речью, призвав советского лидера Михаила Горбачева положить конец эпохе конфронтации, расширить реформы, стартовавшие незадолго до этого в СССР и ставшие известные как Перестройка. «Если вы стремитесь к либерализации, подойдите сюда, к этим воротам. Господин Горбачев, откройте эти ворота. Господин Горбачев, снесите эту стену», — с такими словами Рональд Рейган обратился к руководителю СССР. Вскоре стена рухнула. Не пройдет и двух лет, как прекратит свое существование и Советский Союз. Того, чего Западу не удавалось добиться в течение десятилетий, начиная со времени, когда Черчилль в 1946 году объявил, что над Европой опустился «железный занавес», Рональд Рейган достиг всего лишь в течение двух своих президентских сроков.
Ввод советских войск в Афганистан в 1979 году положил конец западным иллюзиям о том, что остановить коммунистическую экспансию можно путем умиротворения и переговоров с Кремлем, к чему так стремился в конце семидесятых американский лидер Джимми Картер. Победивший на выборах 1980 года Рональд Рейган решительно меняет курс в отношении Советов и делает ставку на силу. Пришло время вашингтонских ястребов, как именовали рейгановскую администрацию в советской печати.
Рейган резко увеличивает военный бюджет и начинает масштабную программу модернизации американской армии. Пентагон, не скупясь, закупает все — от новых стратегических ракет до подводных ракетоносцев нового поколения и стратегических бомбардировщиков B-1 «Лансер». Уходят на это дело миллиарды долларов. Делалось не потому, что армия США была слаба, а с тем, чтобы втянуть Советский Союз в разорительную гонку вооружений. Мало того, с целью сделать военную дыру в советском бюджете еще просторнее, Рейган провозглашает программу Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), получившую в СМИ прозвище «звездные войны». Последняя якобы предусматривала развертывание в космосе американских боевых платформ, способных сбивать советские ядерные ракеты. Напуганное кремлевское руководство бросило огромные ресурсы на противостояние неожиданной угрозе. И как выяснилось, совершенно напрасно. Программа СОИ оказалась блефом, с целью обременить советскую экономику ненужными тратами. Вдобавок ко всему Вашингтон пустил кровь русскому медведю и в Афганистане, начав поставлять оружие афганским моджахедам. Среди прочего такую новинку, как переносные зенитные комплексы «Стингер», способные эффективно сбивать вертолеты и самолеты Советов, что явилось крайне неприятным сюрпризом для наших военачальников. Потери в Афганистане резко возросли, на афганскую авантюру СССР потратил сотни миллиардов рублей, так и не добившись ощутимого успеха. Одновременно Белый дом провел настоящую экономическую диверсию против Советского Союза. Растущие оборонные расходы в сочетании с неэффективным планированием стали тяжким бременем для советской экономики. В то же время администрация Рейгана договорилась с Саудовской Аравией об увеличении добычи нефти, что привело к переизбытку предложения на мировом рынке и, как следствие, снижению цен на нефть в середине восьмидесятых на две трети. «Черное золото» являлось основным источником экспортных доходов для СССР. Эти факторы обусловили погружение экономики СССР в стагнацию. Молодой советский лидер Михаил Горбачев вынужден был задуматься о том, как исправить ситуацию и наполнить пустеющие полки магазинов. Кроме старта экономических реформ стратегия нового генсека КПСС заключалась в начале переговоров о разоружении с Америкой и прекращении военной конфронтации, которую хиреющее советское хозяйство уже попросту не могло потянуть. В отличие от советской, американская экономика в это время была, что называется, на пике формы, благодаря проведенным Рейганом успешным реформам, получившим название «рейганомика».
В отличие от первого президентства, когда администрацию Белого дома обвиняли в «разжигании войны», второй срок Рейгана прошел под знаком наведения мостов с Москвой. Рейган признал перемену советского курса при лидерстве Горбачёва и сменил дипломатические вехи, чтобы побудить советского лидера прийти к прочным соглашениям в области разоружения. Личной целью Рейгана стало достижение «мира, свободного от ядерных вооружений». Долго уговаривать советского лидера не пришлось.
Подписание договора о ракетах средней и малой дальности (ДРСМД) стало поворотным пунктом в отношениях СССР и США. Конфронтационная риторика начала сменяться партнёрской. Летом 1988 года Рейган посетил Москву. На вопрос журналиста, продолжает ли Рейган рассматривать Советский Союз как империю зла, был дан ответ: «Нет. Я говорил о другом времени, другой эре».
Сергей Путилов