В новых международных условиях сближение Казахстана и Китая обретает особое значение

В новых международных условиях сближение Казахстана и Китая обретает особое значение коллаж «Гражданские силы.ру»

09 мая 2023 14:58:00

2348

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 17-19 мая будет находиться в Китае с государственным визитом. В ходе поездки он проведёт переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином о развитии двусторонних отношений, а также примет участие в саммите «Китай – Центральная Азия», на который помимо Токаева, уже приглашены президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов, президент Таджикистана Эмомали Рахмон, президент Кыргызстана Садыр Жапаров и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев

Как уточнили в пресс-службе администрации казахстанского президента, Токаев и Си Цзиньпин в двустороннем формате встретятся в городе Сиань и обсудят расширение сотрудничества в торговле, энергетике, транспортно-логистической и культурной сферах.

Аналитики отмечают, что от предстоящего визита можно ожидать новых договорённостей, способствующих укреплению связей между странами. В последнее время отношения прогрессируют быстрыми темпами. Только за прошлый год товарооборот между КНР и Казахстаном вырос на 34% и составил $24,1 млрд. Недавно стороны договорились об открытии новых генконсульств. Казахстанское дипучреждение появится в Сиане, где и пройдёт встреча Токаева с Си Цзиньпином, а Китай открывает генконсульство в Актобе. Вскоре также должен заработать безвизовый режим, благодаря которому граждане двух стран смогут находиться в Китае и Казахстане до 30 дней без необходимости получать визу.

Особенно показательным событием, которое продемонстрировало уровень китайско-казахстанского партнёрства, стал прошлогодний визит в Астану председателя КНР Си Цзиньпина. В 2022-м как раз отмечалось 30-летие установление дипломатических отношений между странами, и именно казахстанскую столицу Си избрал целью для своего первого после пандемии коронавируса зарубежного визита.

Казахстан является ключевым элементом глобальной китайской инициативы «Экономический пояс Шёлкового пути». Через территорию Казахстана и порты на Каспии пролегает кратчайший путь для торговли с Европой. Поэтому Поднебесная активно вкладывается в строительство транспортной инфраструктуры, а в целом за прошедшее время КНР инвестировала в казахстанскую экономику свыше $70 млрд. Эксперт Института мировой экономики и политики Ерсултан Жансейтов также отмечает, что Китай демонстрирует заинтересованность в том, чтобы принимать активное участие в обеспечении безопасности центральноазиатского региона, и поэтому заключает соглашения о сотрудничестве оборонных ведомств и спецслужб с постсоветскими республиками.

Между тем, именно в сфере безопасности интересы Китая явным образом пересекаются с российскими. Казахстан является членом ОДКБ и в январе прошлого года, когда во многих городах страны вспыхнули антиправительственные протесты, даже обратился в организацию за помощью в стабилизации обстановки. Руководство страны заявило, что миссия ОДКБ в Казахстане успешно завершена. Токаев сообщил, что острая фаза контртеррористической операции пройдена. По словам политолога Владимира Лепехина, для соблюдения «неких приличий» стоило оставить миротворцев в стране хотя бы на месяц. Одной из возможных причин быстрого вывода контингента ОДКБ тогда называли настороженное отношение Китая, вызванное усилением России в Казахстане. Зато теперь министры обороны Казахстана и Китая строят планы двустороннего сотрудничества в области безопасности.

Российско-казахстанские и китайско-казахстанские отношения нередко принято воспринимать в качестве неких противовесов, позволяющих Астане реализовывать знаменитую политику многовекторности и не впадать в чрезмерную зависимость от какого-то одного партнёра. Ещё в начале прошлого года, до СВО и перехода противостояния РФ с Западом в жёсткую фазу, большинство экспертов предполагали, что Казахстану удастся сохранять взаимовыгодный баланс между Россией и Китаем. Свою роль играли участие Казахстана в интеграционных объединениях с Россией и культурная близость двух стран. Кандидат исторических наук Марат Утеубаев выражал уверенность в том, что и экономическая экспансия КНР в Казахстане в целом не противоречит российским интересам, ведь центральноазиатская республика играет также роль транзитного хаба в российско-китайской торговле. Сближение с Китаем сдерживалось и позицией части казахстанского общества, выступающего против чрезмерного китайского присутствия в жизни страны. Долг Казахстана перед китайскими кредиторами достиг 10% ВВП, что также должно было способствовать осторожности руководства в отношениях с Поднебесной. Однако вскоре ситуация существенно изменилась. После введения международных санкций против РФ осторожность понадобилась уже в отношениях с Москвой.

Спустя год можно сделать вывод, что Казахстан постепенно перераспределяет свои внешнеэкономические и внешнеполитические связи в пользу других партнёров. Новой вехой этого процесса стал запуск с 1 апреля специальной информационной системы пограничного контроля, которая будет отслеживать все товары, пересекающие границу республики. Статистика показывает, что на Россию приходится около 19% казахстанского товарооборота, а на «недружественные» РФ страны, включая ЕС, США, Швейцарию и Японию – свыше 32%. Поэтому Астане совсем не хочется оказаться под вторичными санкциями за помощь России в обходе торговых ограничений. Во исполнение требований президента Токаева наладить поставки казахстанской нефти в ЕС в обход России в марте первая партия сырья была направлена по альтернативному маршруту, через Каспийское море и Азербайджан. Также республика активно участвует в развитии Транскаспийского транспортного маршрута, по которому можно будет доставлять и другие товары без использования территории РФ.

Директор Центра изучения кризисного общества Максим Вилисов констатирует и культурное дистанцирование Казахстана от России, что выражается в кампании по переименованию топонимов и постепенном сокращении роли русского языка в обществе. К слову, Токаев отлично владеет китайским и не раз высказывался в пользу его изучения согражданами. Но риски оказаться под чрезмерным китайским влиянием никуда не делись, просто, судя по всему, роль противовеса теперь будет играть не только Россия, но и западные партнёры Казахстана. Недаром одновременно с союзнической риторикой в адрес России представители казахстанской власти заверяют США и Евросоюз, что делают всё возможное для предотвращения обхода Россией санкций с помощью Казахстана. Аналитики Европейского совета по международным отношениям признают, что медленно и постепенно, но зависимость Казахстана от РФ сокращается. В обмен на поддержку санкционной политики казахстанской стороне предлагают открытый доступ к рынку ЕС, в том числе для поставок природных ресурсов, таких как нефть и уран, а также доступ к современным технологиям, необходимым для экономического развития.

Помимо Евросоюза и США Токаев стремится развивать отношения с Турцией, Ираном и странами Персидского залива. Очевидно, по мере обострения международной обстановки значимость многовекторности для Казахстана только возрастает. Но если роль других его партнёров может варьироваться, значение Китая для республики, по всей видимости, при любом раскладе останется большим. В прошлом году было объявлено, что двусторонние отношения достигли уровня всеобъемлющего стратегического партнёрства, что лишь подтверждает курс Астаны на дальнейшее расширение сотрудничества с Пекином. Несмотря на геополитическую ситуацию, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев приехал на мероприятие, приуроченное к годовщине победы в Великой Отечественной войне в Москве.

Алексей Черников
Теги: Казахстан, Китай, сближение, Токаев