Африканские страны оказались на грани войны за воду
04 июня 2020 19:08:05
Пока весь мир сражается с пандемией, крупнейшие государства Африки вплотную приблизились к крупномасштабной войне за гидроресурсы. Источником раздора стала величайшая водная артерия континента — Нил, в борьбе за контроль над которой приготовились схлестнуться Эфиопия, Египет и примкнувший к последнему Судан
Накануне стало известно, что власти Южного Судана разрешили «стране фараонов» построить военную базу, на которой будут размещены сотни солдат и боевая авиация, что может рассматриваться как плацдарм для нападения на возводимую Эфиопией огромную плотину «Возрождение». Об этом сообщает арабское издание Arabic Defense.
Каир с момента начала возведения Эфиопией дамбы на Голубом Ниле в 2011 году категорически возражал против этого проекта, на который стесненные в водных ресурсах и электроэнергетических мощностях эфиопы планируют потратить более 4 млрд долларов. По мнению же Египта и Судана, функционирование дамбы может привести к нехватке воды в этих странах, которые находятся ниже по течению реки. Длившиеся на протяжении многих лет переговоры зашли в тупик. Несмотря на возражения соседей, Аддис-Абеба намерена уже в июле пустить первую очередь плотины, выход которой на полную мощность запланирован через два года.
На днях стало известно, что Эфиопия для воздушного прикрытия строящейся на Ниле крупной гидроэлектростанции Хидасэ, и в ответ на закупку Египтом бетонобойных бомб для своих ВВС начала переброску в район предполагаемых боевых действий закупленных в России зенитно-ракетных комплексов С-300, С-125 и «Панцирь С1».
Хотя эфиопская армия вооружена заметно слабее египетской, получающей от США ежегодные гранты на закупку оружия в размере 1 млрд долларов, людские ресурсы двух стран примерно сопоставимы (примерно по 100 млн жителей в каждой). Кроме того, конфликт может приобрести партизанский характер, и объектами диверсий в ответ на атаки против эфиопского «Возрождения» тогда вполне может стать расположенная на Ниле Асуанская ГЭС, возведенная в свое время в Египте еще советскими специалистами.
В конце мая военные Судана уже обвиняли Аддис-Абебу в причастности к нападению на лагерь в городе Аль-Кадариф боевиков, которых поддерживает эфиопская армия. 28 мая были ранены и убиты военнослужащие армии Судана, а также «граждане Судана, в том числе дети», — сообщило суданское командование.
«Давний спор вокруг плотины «Возрождение» периодически обострялся в зависимости от продвижения строительных работ, на этом грандиозном объекте, начавшихся в 2011 г. Эфиопы изначально планировали построить самую мощную ГЭС в Африке. Но обострились споры вокруг распределения нильской воды. Расположенный ниже по течению Египет всегда опасался, что эфиопская плотина повлияет на уровень воды в самой большой африканской реке и в любом случае от получаемых сегодня Египтом порядка 70% вод Нила придется отказаться. Но для Египта нильская вода в буквальном смысле слова жизненно важный вопрос. Свои претензии египетские власти основывали на региональных соглашениях 1929 (между Великобританией и Египтом) и 1959 (между Египтом и Суданом) годов, в которых было прописано право вето Каира на любые проекты, способные повлиять на египетскую долю. Эфиопия же ссылалась на то, что она эти договоры не подписывала.
Всерьез о возможном вооруженном конфликте заговорили зимой 2017-2018 гг., но в итоге ситуацию удалось разрулить во многом благодаря совместным дипломатическим усилиям трех стран, включая тогдашнего суданского президента Омара аль-Башира, периодически менявшего позицию своей страны — от полной поддержки Египта до претензий к нему по поводу использования нильской воды. Взамен поддержки своей позиции Эфиопия обещала Судану поставки дешевой электроэнергии и совместные проекты в сфере мелиорации. Однажды в египетском МИДе даже изумились: как Каир может технически помешать Хартуму пользоваться суданской квотой на нильскую воду, если Судан расположен выше по течению? Зимой 2017-2018 гг. дело дошло до переброски в дружественную Каиру Эритрею египетских спецподразделений при логистической поддержке ОАЭ, имеющих в этой стране собственную военную базу. Тогда резко обострилась ситуация на эритрейско-суданской границе. Кризис был разрешен на площадке Афросоюза.
С тех пор сначала в Эфиопии мирным путем весной 2018 г., а затем в Судане в результате свержения аль-Башира («народной революции») весной 2019 г. поменялась власть. Как выяснилось, новым руководителям оказалось сложнее найти общий язык. Да и ас-Сиси с тех пор значительно ужесточил линию поведения и привлек к посредничеству США, против чего всегда возражала Эфиопия. Американское посредничество («Вашингтонский процесс» как называют его в Каире), вылившееся в поддержку Египта, лишь способствовало обострению ситуации.
Напряженность в отношениях между Египтом и Суданом с одной стороны и Эфиопией с другой усилилась после срыва последнего раунда переговоров по плотине «Возрождение», проходивших в Вашингтоне в феврале этого года. Три года назад споры вокруг плотины привели к осложнению ситуации на границе между Суданом и Эритреей, теперь же конфликтная зона переместилась в сопредельные районы Судана и Эфиопии. Приграничные столкновения в районе Эль-Фашка на границе между Суданом и Эфиопией стали очередным пазлом в сложной картине геополитического противостояния вокруг плотины «Возрождение».
С эфиопской стороны Судан начали атаковать местные ополченцы, давно зарившиеся на плодородные земли в приграничных районах суданского штата Гедареф. Эскалация последовала в начале апреля, затем ситуацию удалось разрядить, а во второй половине мая вновь начались приграничные столкновения. Проблема осложняется тем, что с эфиопской стороны недалеко от границы как раз расположена плотина «Возрождение», откуда, кстати, при ее строительстве выселяли местных жителей (там тоже земли весьма плодородные). Закономерно, что к приграничным инцидентам с обеих сторон подключились военные. Заметим, что центральные власти Эфиопии вряд ли могут контролировать многочисленные ополчения, действующие в этой большой и густонаселенной стране. С конца мая МИД Эфиопии стал настаивать на совместном с суданцами официальном расследовании конфликта», — рассказал «Гражданским силам.ру» старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат исторических наук Алексей Андреев.
Сергей Путилов