Торговое соглашение ЕС и Индии меняет условия доступа на рынки
Фото © «Гражданские силы.ру»
30 января 2026 16:54:00
Индия и ЕС завершили переговоры по соглашению о свободной торговле, предусматривающему снижение или отмену тарифов более чем на 90% товаров. Совокупный рынок ЕС и Индии охватывает около 2 млрд человек, что делает договор одним из крупнейших по охвату участников за последние годы. Какие выгоды и риски для обеих сторон несёт в себе соглашение и когда оно вступит в силу?
Выгоды для ЕС
Индия согласилась постепенно снизить тарифы на широкий спектр европейской продукции, включая автомобильный сектор, сектор машиностроения, химическую продукцию и фармацевтику. Пошлины на автомобили будут поэтапно снижены с 110% до 10% в рамках установленных квот. Кроме того, полностью отменяются или существенно сокращаются тарифы на электротехнику и большую часть промышленного импорта.
Существенные изменения затрагивают и агропродовольственный сектор. Индийские пошлины на вина, крепкие напитки, пиво, оливковое масло и переработанные продукты будут снижены; при этом категории товаров, чувствительные как для Индии, так и для ЕС, включая рис, сахар, мясо птицы и говядину, выведены за рамки соглашения.
Брюссель рассчитывает, что экспорт ЕС в Индию к 2032 году может удвоиться.
Возможности для индийского бизнеса
Для индийских производителей соглашение открывает доступ к европейскому рынку на более льготных условиях. ЕС предоставит льготы по тарифам более чем на 90% индийских товаров сразу после вступления в силу договора.
Наиболее выраженный эффект прогнозируется в трудоёмких отраслях, включая текстильную промышленность, а также сектора, связанные с производством одежды, кожаных изделий, обуви, морской продукции, пластмассы, драгоценных камней и ювелирных изделий. До заключения соглашения пошлины ЕС на эту продукцию составляли от 4 до 26%.
Риски и ограничения
Несмотря на снижение и ликвидацию пошлин, и как следствие более выгодный доступ для ЕС и Индии на рынки друг друга, соглашение предусматривает ряд ограничений. Индия сохраняет протекционистскую политику в рамках отдельных сегментов автомобильного и аграрного секторов, а доступ европейских автомобилей на индийский рынок будет регулироваться квотами. В соглашении также закреплены правила касательно «происхождения» товаров, чтобы предотвратить транзит продукции третьих стран.
Отдельный блок посвящен вопросам устойчивого развития, включая пункты трудовых стандартов, экологии и сотрудничества о области климата. Индия не получила каких-либо специальных исключений из европейских правил по регулированию уровня выбросов углерода, однако стороны договорились о техническом и финансовом сотрудничестве для того, чтобы стимулировать адаптацию производства индийских компаний под европейские стандарты.
Проект соглашения будет опубликован для правовой экспертизы и перевода, после чего его должны утвердить Совет ЕС, Европейский парламент и индийская сторона.
Советник института Жака Делора Николя Кёлер-Судзуки, специализирующийся на вопросах торговли и экономической безопасности, в интервью Financial Times высказал следующее мнение по поводу соглашения:
«С экономической точки зрения я бы оценил это соглашение, возможно, на шесть баллов из десяти. Оно действительно в определённой степени отходит от стандартного шаблона, который Европейский союз использовал ранее, однако при этом остаётся коммерчески значимым…
Фактически в ходе церемонии подписания было заключено не только торговое соглашение, но и соглашение о мобильности рабочей силы, что является достаточно необычным для Европейского союза в отношениях с торговыми партнёрами. В то же время это было одним из ключевых требований индийской стороны практически во всех соглашениях, которые она подписывала. В Индии это называют «режимом мобильности», подразумевающим отправку индийских работников, в особенности высококвалифицированных специалистов, например в сфере информационных технологий, в партнёрские страны на ограниченный период времени…
Европейский союз в значительной степени стремился получить доступ к индийскому автомобильному рынку, поскольку это крупный и растущий рынок, который до настоящего времени был в высокой степени «защищён». ЕС на протяжении длительного времени пытался получить долю на этом рынке. Кроме того, Европейский союз проявлял большой интерес к рынку алкогольной продукции, учитывая быстро растущую базу потребителей среди индийского среднего класса, ориентированных на европейские вина и крепкие напитки, которые ранее облагались очень высокими пошлинами – до 150%.
Часто вспоминают акции протеста французских фермеров в связи с соглашением с МЕРКОСУР, когда они выступали против, как они считали, чрезмерного импорта говядины и мяса птицы. В случае соглашения с Индией мы этого не увидим, поскольку все подобные чувствительные сферы выведены за рамки договорённостей с обеих сторон.
В соглашение включён ряд сельскохозяйственных товаров, которые имеют большое значение для ЕС, таких как вина, крепкие напитки, пиво и некоторые виды переработанных продуктов. Однако это, скорее, наступательные интересы.
Уже сейчас крупнейшие фермерские ассоциации в Европе опубликовали заявления с позитивной оценкой и приветствием данного соглашения. Это, на мой взгляд, является существенным отличием от ситуации вокруг соглашения с МЕРКОСУР. Я не ожидаю серьёзного сопротивления со стороны фермеров, что будет иметь большое значение для ратификации соглашения в относительно сжатые сроки».
«[Вскоре] последует процесс так называемой юридической вычитки, в рамках которого юристы с обеих сторон проверяют соглашение на внутреннюю согласованность, а также на соответствие другим нормам и правилам. Этот этап может занять от одного до двух лет. После этого документ должен пройти ратификацию в Совете ЕС, затем в Европейском парламенте, после чего может быть подписан. Разумеется, соглашение также должно быть ратифицировано индийской стороной, однако именно европейская процедура нередко занимает значительное время во многих подобных соглашениях», — резюмировал эксперт.
Никита Сенюшкин

